Поклонниками этого религиозного направления являются люди самого разного социального статуса: беднейшие слои населения, окулисты, наркобароны, заключенные, обычные семьи, и, надо заметить, Санта-Муэрте за последнее десятилетие получил больше последователей, чем любая другая религия.
Католики, которые так же поддерживают Санта-Муэрте, считают, что им легко совмещать обе системы убеждений.
Санта Муэрте (дословно переводится как «Святая Смерть») - фольклорное женское божество мексиканско-американской культуры. Одноименный культ поклонения божеству проделал путь от относительной неизвестности к самому быстроразвивающемуся религиозному движению в мире. Его последователи, часто называют его Сантисима Муэрте - «Самой Святой Смертью».
Ватикан, осуждает Санта-Муэрте и называет его сатанинским культом. Но это не останавливает его поклонников во всех уголках земли.
История Санта Муэрте
Несмотря на то, что культ набрал популярность лишь в последние 10-15 лет, Санта Муэрте существует уже много веков.
Эндрю Чеснат (Andrew Chesnut), глава религиозной кафедры в Университете Содружества Вирджинии, говорит, что первые упоминания о Санта-Муэрте относятся еще к временам колониальной Испании. Испанцы стремились обратить ацтеков и майя в католичество, и представляли их вниманию изображения Грим Рипера (Мрачный Жнец, Старуха с косой – воплощение образа смерти – скелет в черном балахоне с капюшоном и с косой), как истинное изображение смерти. Но у этих местных культур уже были свои божества.
До прибытия испанских конкистадоров, ацтеки, населявшие область, которая является теперь центральной Мексикой, поклонялись Mictecacihuatl, (Королева Мертвых). Эта доколумбовская богиня смерти управляла подземным миром и часто изображалась, в виде скелета, похожего на Санта Муэрте.
Современный образ смерти, которую часто изображают с как скелета с косой, берет свое начало с тех времен. Католические миссионеры принесли в мир индейцев изображения Мрачного Жнеца, и, возможно, изображения Жнеца и Миктекасиуатля смешались со временем и трансформировались в Санта-Муэрте.
Как и в остальных случаях распространения и навязывания христианства по всему миру, католицизм не смог полностью искоренить и заменить убеждения местного населения, а скорее смешался с ними. Некоторые теории утверждают, что Санта-Муэрте является просто результатом религиозных смесей.
Культ Санта Муэрте практически исчез из известной истории вплоть до 20-го века и только в начале войны с наркотиками в Мексике популярность Сан-Муэрте действительно начал набирать популярность.
Первая современная святыня Санта-Муэрте была открыта в Мехико-Сити в Тепито в 2001 году. В течение следующих 12 лет культ завоевал от 10 до 12 миллионов последователей в Мексике и Соединенных Штатах.
Поклонники Санта Муэрте
Рост популярности Санта-Муэрте совпал с ростом числа погибших в результате войны с наркотиками в Мексике. Вполне возможно, что эти два события не связаны друг с другом, однако, как объясняет один священник, «появилось много людей, которые чувствуют себя преданными и обделенными, чувствуют отчаянье. Может они не являются наркоманами, но их бедственное положение заставляет их просить защиту у Санты Муэрте».
Королева мертвых на самом деле приобрела репутацию, так сказать, «нарко-святого», покровителя наркобаронов, которые очень часто вершат смерть собственноручно. Люди, которые являются одними из худших элементов преступного мира Мексики, являются одними из самых преданных поклонников культа. Для наркоманов и головорезов, пытающихся совместить свой образ жизни со своей религией, Санта Муэрте является идеальным объектом их поклонения.
Католицизм настолько сильно укоренился в мексиканской культуре, что даже самые закоренелые преступники могли бы чувствовать себя неловко, обращаясь к одному из традиционных божеств за помощью в незаконной деятельности.
Однако не только преступники и наркоманы обращаются к Санта-Муэрте за помощью. Он также нашел сторонников среди жителей беднейших общин Мексики, матерей-одиночек и гомосексуалистов: людей, которые оказались на периферии общества и чувствуют, что церковь их игнорирует.
«Как католическая или евангелистская церковь, Санта-Муэрте принимает всех желающих», - объясняет Чеснат, автор первой англоязычной книги о Санта-Муэрте.
Осуждение как церковью, так и государством
У Санта-Муэрте, есть один очень сильный враг - Ватикан. Служители католической церкви неоднократно осуждали поклонение Санта Муэрте и утверждают, что данный культ прямо противоречит учению церкви. Санта-Муэрте не считается официальной религией.
Связь Санта-Муэрте с преступным миром также привела к тому, что правительство Мексики официально осудило этот культ. Президент Фелипе Кальдерон объявил Санта-Муэрте «врагом мексиканского государства» и, в 2012 году, приказал армии уничтожить десятки ее святынь.
Убийство и беспредел во имя святого
Для некоторых угроза, которую представляет Санта-Муэрте, является не только духовной, но и физической. В 2012 году мексиканская полиция арестовала Сильвию Мераз в связи с серией убийств, которые продолжались три года.
Мераз и ее сообщники якобы принесли в жертву трех людей, в том числе десятилетнего мальчика у алтаря Санта-Муэрте. Обвинители утверждали, что «они вскрывали вены жертв и ждали, пока они истекут кровью, которую затем собирали в контейнер, чтобы облить ей идола Санта-Муэрте.