Данная статья не является рекламной! Ее цель - исключительно поделиться мнением о фототехнике, попавшей мне в руки.
В начале марта прошлого года выдалась мне возможность вновь поехать в любимый мною солнечный Израиль, чему я был несказанно рад: затянувшаяся воронежская зима, плавно перетёкшая в весну с прежней температурой, высосала из меня все внутренние силы. Хотелось уже тепла, солнца и зелени, а тут такая возможность — аллилуйя!
Так вот, в начале этого самого мартобря собираюсь я в поездку, подготавливаю свою фототехнику, оптики-матрицы чищу, батарейки заряжаю. Складываю в рюкзак, и понимаю, что там кило под 10. И тут вспоминаю, что в Израиле-то, помимо всего прочего запланированного, меня ожидает пеший переход по пустыне, а за зимний период я несколько отвык от физических нагрузок, и тащить все эти килограммы (это помимо воды и прочих необходимых вещей) на своей спине очень даже не хотелось. От слова «совсем». Жаль, думаю, нет у меня какого-то подменного фотоаппарата массой полегче…
Эврика! Пишу внештатному консультанту компании OLYMPUS Евгению Уварову, мол, Жень, а нет ли возможности взять на недельку второй Марк от Олимпуса? Тем более, осенью прошлого года я брал эту же модель на суточный экспресс-тест, когда Женя был в Воронеже в рамках фотографического фестиваля, и камера произвела на меня хоть и не на сто процентов положительное впечатление, но заинтересовать меня смогла. Даже очень. Она даже смогла пошатнуть некоторые мои давно укоренившиеся устои касаемо фототехники. И, подумалось мне тогда, пора бы ее испытать в более сложных условиях и на более продолжительное время.
Что же, Павелецкий вокзал в Москве, мимолетная встреча минут на 10 с Женей, краткий экскурс в обновленную прошивку, и вот, OLYMPUS OM-D E-M1 Mark II в паре с линзами 12-40 мм f/2.8 и 40-150 мм f/2.8 уже у меня в руках.
Женя на прощанье говорит, мол, с тебя обзор! Напиши все, что думаешь про врученную технику! Ну, и так как за аренду этой камеры я не платил денег (в чем мое преимущество) и не получил их (в чем мое упущение), то и буду писать именно то, что думаю. Понимаю, что больше могу не получить технику на таких условиях) Поэтому, да простят меня все, кто причастен к созданию и реализации этого фотоаппарата)))
Погнали.
За время поездки и использования второго олимпусовского Марка (ворчливо, глядя на свое имя: «Взяли в моду хорошие вещи Марками называть, ей Богу!») у меня было несколько задач, которые я хотел потестировать более тщательно, а именно:
- Общее удобство и комфорт использования фотоаппарата во время путешествия.
- Система стабилизации изображения. Свою оду этой «фишке» я уже спел в прошлой статье, но сутки использования и несколько десятков кадров в темноте все же не могут дать полного представления об эффективности этой самой системы и комфорте ее использования.
- Система фокусировки, ее скорость, точность и варианты настроек. В прошлый раз мне она и понравилась, и не понравилась одновременно. Наперед скажу, что и в этот раз мое отношение к ней не изменилось.
- Возможности для пост-обработки: RAW-конвертация, динамический диапазон, цвета, шумы, и прочие цифровые прелести, которым любят перетирать косточки многие профессора интернетовского жанра.
- Ну и так, чего еще интересного повылезает за время съемок.
Заранее, хоть и с опозданием, скажу, что мой обзор является чисто субъективным мнением, основанным на моем опыте, моем глазе, моем требовании и ожиданиях к фототехнике, моим целям по ее использованию. Если мое мнение не совпадает с вашим, то сами в этом виноваты.
Думаю, так и пойдем по списку? Пойдем. И мы пошли.
Общие ощущения от удобства использования камеры.
С Марком-Два я провел шесть дней, не выпуская его из рук (то время, когда сосед по комнате в отеле вынимал его из моих спящих рук — не считается!), и общее ощущение от этого самого удобства крайне лаконичное: удобно. Вот ни добавить, ни отнять. Сравнительно маленький фотоаппарат (к паре с линзой 40-150 мм это относится в меньшей мере), с небольшим весом, но при этом с очень удобным хватом. И взмокшие ладони никак не сказывались на удобстве его удержания в руках, он не стремился выскользнуть из пальцев, как слизняк. Все это привело к ощущению, что фотоаппарат вроде бы со мной и есть, но вроде бы и нет: настолько он становится продолжением твоей руки, не принося при этом никакого физического дискомфорта. Пожалуй, за исключением одного.
РЕМЕШОК!!!
Он ужасен. Он тоненький по ширине, и сделан, кажется, из наждачной бумаги. И если с объективом 12-40 2.8 (который полегче) это еще не так ощущалось, то с более массивным 40-150 мм (который потяжелее) вся его «наждачность» проявилась во всей красе. Уже после, вернувшись обратно в Россию и встретившись с Женей в Москве, он сказал мне, что ремешок — это первое, что надо менять в любом фотоаппарате.
Тут я бы с ним не согласился. Я приобрел себе одноточечный ремень-развеску лишь тогда, когда присобачил к своему Canon 70D батарейный блок с двумя батарейками, и стал регулярно юзать 70-200. Лишь тогда стандартный ремень стал неудобным. Для тех, кто сейчас решил опплеваться: да, я люблю кроп 1.6! Да, он меня устраивает и соответствует моим нуждам! Нет, я не стремлюсь переходить на фулл-фрейм, при всем моем уважении к нему!
Кхе-кхе. Так вот. О том, что я забыл взять свой ремень, я пожалел часа через два после того, как начался трип по жаркой пустыне. Ремешок стал натирать шею. Иногда складывалось ощущение, что грани ремешка словно заточены на точильном камне, и режут кожу. Очень неприятное чувство, скажу я вам. И так как я основную часть времени использовал тяжеленький 40-150, это чувство стало меня раздражать. Пришлось перевесить фотоаппарат на плечо. Наматывать ремень на кисть не стал, хотя так было бы удобнее: приходилось карабкаться вверх-вниз по скалистой пустыне, и имея вероятность упасть, посчитал правильным держать на этот случай свободными обе ладони. Так безопаснее и для меня, и для техники.
Система стабилизации изображения.
Я сейчас немного перескочу вперед, временно «покинув» пустыню, но я еще к ней вернусь. Тем более, я не про пустыню рассказываю, а про фототехнику. И мне хочется сначала поговорить про систему стабилизации, а ее я тестировал в другом месте и в другое время.
Во время моего первого использования данной модели фотоаппарата в прошлом 2017ом году именно его стабилизация стала для меня техно-шоком. Тогда я делал ночные снимки с рук выдержкой до 4 секунд, и получал абсолютно резкие кадры. И никак не мог понять, да как же это так? Конечно, с технологической точки зрения, я имел представление, как там все устроено, но с практической стороны мне казалось это каким-то чудом. В этот раз ощущения чуда не было, но результат оказался предсказуемо приятным. В большинстве случаев.
И так, пляж ночного Тель Авива. Цепляю 12-40 мм 2.8. Все фото сделаны с рук, без штатива, лишь локти упирал в туловище.
Как видите, многосекундные выдержки при съемке с рук не являются серьезным препятствием для «второй единички» в тандеме с 12-40 мм. Абсолютное большинство кадров с первой попытки получаются резкими, по крайней мере, 4 секунды не вызывали никаких проблем. Проблем добавлял порывистый ветер, который колебал мое тело в разных направлениях, и иногда кадры нет-нет, получались не критично, но смазанными. Посмотрите наверх, через 3 фото, где знак о запрете купания: там легкая размазанность все же видна.
Ах, да! Стабилизация во время видеосъемки! Признаюсь, не увлекаюсь съемкой видео, но все же, было интересно посмотреть стаб в этом режиме. Вот пример видео. Съемка с рук навесу, без упора локтей во что-либо. Я даже иногда специально слегка тряс камеру, чтобы усложнить задачу фотоаппарату:
А вот с 40-150 мм 2.8 все было несколько сложнее. В диапазоне 100-150 мм порядка 40% кадров получились смазанными. Широко расставленные ноги, упор локтей в туловище, съемка на выдохе спасали отнюдь не всегда. Иногда помогало приседание на одно колено и упор локтя руки, держащей объектив, в ногу. Приноровившись, кадры стали получаться получше, по крайней мере, в диапазоне выдержек до полусекунды:
Что касаемо скорости и точности фокусировки при создании этих кадров.
К скорости фокуса вопросов не возникло, а вот точность нередко подводила (с точно такой же проблемой столкнулся и при первом тесте камеры). Ну не дофокусируется камера с 40-150 мм при недостаточном освещении, хоть тресни. Да, не всегда, и даже не в большинстве случаев, но… Регулярно. К тому же, выбирая фокусировку не по одной точке, а по области из 5 или 9 точек, заметил вот что: если фокусируешь область по менее контрастной части кадра, но если хотя бы одна точка находится на более контрастном участке, фокус может уплыть именно туда. На последнем, выше представленном кадре как раз был тот случай: фокусировался по голове парня, протянувшего руку, но фокус стабильно уходил на более яркие основания столбов слева от головы. В итоге, из серии с этими ребятами нет ни одного полностью сфокусированного парня.
Менял режимы фокусировки в настройках, там теперь есть более расширенный набор «модов» для нее. Принципиального различия в плане качества фокуса не заметил. Все равно, нет-нет, да не досведется фокус. В итоге, получалось что-то такое:
И раз уж я начал рассказывать про систему автофокуса, давайте поговорим о ней более подробно.
Автофокус.
В целом, система автофокуса у данного Олимпуса классная! В более-менее освещенных местах (я уж умолчу про уличную съемку при дневном свете) каких-то особых проблем я не выявил. Всегда фокусируется быстро (очень быстро!), почти всегда — со 100%-ым попаданием в фокус с первого раза. Именно такой работы ожидаешь от гибридной системы автофокуса со 121 точкой фокуса перекрестного типа, покрывающих 80% поля кадра. Блин, 121 «перекрестия» на беззеркалке-то… Сам не верю, что сейчас пишу, но факт остается фактом.
А с другой стороны, это огромное количество точек создает некоторое неудобство, связанное со скоростью смены этих точек. Поясню. Представьте, вы фокусируетесь по самой центральной точке, и вам надо ее сместить, предположим, максимально вправо. Для этого придется нажать на кнопку джойстика шесть раз, пока вы ее переместите. Это несколько долго, теряется время, можно упустить кадры. Посмотрите сами, как этих точек много!
Помимо этого, перемещение точки фокусировки начинается не сразу после нажатия на соответствующие кнопки джойстика: первое нажатие на кнопку выделяет зоны фокусировки и активную область, и лишь второе нажатие приводит к смещению точки фокуса. Опять же, теряется время. Как по мне, это не очень удобно. Пока нажмешь, пока переместишь — хоп, и желанный момент канул в небытие.
Я знаю, что есть в фотоаппарате такая функция, как «Тачскрин АФ» – вы смотрите в видоискатель, а точку фокусировки указываете на дисплее. Но, признаюсь, я так и не понял, как она работает…
Еще момент. Нет (либо я не нашел, как это включается) возможности автоматической смены зон фокусировки при горизонтальном и вертикальном положении фотоаппарата. Думаю, удобство этой функции понятно всем, кто хоть раз ею пользовался.
А, забыл. Я также поснимал, делая активными все точки автофокуса, скорее ради интереса, чем от какой-либо необходимости. Но отказался от этой идеи кадров после 20, так как алгоритм работы автофокуса в этом режиме оказался мне не очень понятным. Все же, мне привычнее контроль над камерой, когда я сам указываю, что мне необходимо выделить фокусом, а не камера пытается догадаться, что ее владелец желает сделать резким, а что — размыть.
Приоритет лиц.
Отдельная песня в этой функцией.
Штука сама по себе очень удобная, и если говорить о скорости и точности фокусировки в этом режиме, то претензий никаких: сразу определяет лицо, точно на нем фокусируется и «держит» фокус при перемещении этого самого лица. Другой вопрос, КАКОЕ лицо определяет эта самая система. Приоритет лиц работает лишь тогда, когда оба глаза в кадре, то есть, если человек в профиль, работает «обычный» автофокус. К чему эту иногда приводит. Я снимаю двух людей, которые стоят лицом к лицу, а ко мне — в профиль. Они по центру кадра. И тут сбоку от них, на краю кадра, появляется другой человек, его лицо в анфас, и автофокус уплывает сразу на него, превращая моих героев в старое-доброе боке. И такое происходит регулярно.
Покопавшись в настройках, можно найти чувствительность работы этой функции, уменьшив (а то и вовсе сведя на нет) количество таких вот финтов ушами. Но если снимать динамично развивающийся сюжет, с постоянно меняющейся обстановкой, то на это будет уходить время: то надо повысить чувствительность, то понизить. Поэтому я, в итоге, попросту отключил эту функцию, продолжив снимать «по старинке».
Кстати, другое неудобство с приоритетом лиц, обнаруженное мною на прошлом тесте, всплыло и в этот раз: если в кадре два и более лица, расположенных на небольшом расстоянии друг от друга вдоль оси объектива, то приоритет выделяет оба этих лица, и невозможно понять, куда же точно наведен фокус. В итоге, если снимаете на длинном фокусе с открытой диафрагмой, будьте уверены: какое-то из лиц будет немного размыто.
Впрочем, я не сомневаюсь, что если приноровиться к этой опции, настроить ее под себя, «пристреляться», то она будет отличным помощником! Мне не удалось совладать с ней до той степени, чтобы она работала именно так, как хочется мне, поэтому, я предпочел фокусироваться по зонам автофокуса, но это уже дело и выбор каждого, как говорится. Мне кажется, было бы совсем замечательно, если бы автоматическая фокусировка по лицам работала в соответствии с выделенной зоной автофокуса, то есть «ловила» бы лица, которые расположены рядом с выделенной зоной, а не перескакивала на другое лицо в другой части кадра в соответствии с какими-то алгоритмами работы, заложенными создателями камеры. Мне лично вот такой возможности очень не хватало.
А, кстати! А еще эта функция порой работает, даже если человек в солнцезащитных очках!
А ниже — немного фотографий, сделанных со включенной опцией автофокуса по лицам:
Пост-обработка.
В целом, каких-то дифирамбов спеть не смогу, но и каких-то сколь-нибудь весомых упреков не имею. Все фотографии делались в RAW, обрабатывались в Lightroom.
Динамический диапазон все же узковат. Но это предсказуемо. Хорошо прорисовать как яркие, так и совсем темные участки на одном кадре — проблематично. Но если видите такую ситуацию, встроенный HDR вам в помощь, он может помочь решить данную проблему.
И если вы снимаете такой высококонтрастный кадр без HDR, я бы рекомендовал кадр чуточку пересветить — тени вытягиваются гораздо хуже, чем света, они начинают шуметь и приобретать синеватый оттенок. А света, наоборот, тянутся вполне сносно. К тому же, объектив 12-40 2.8 сам по себе очень контрастный, и тут уж дело вкуса: кому-то это по нраву, кому-то нет.
Кстати, со мной был товарищ, у которого был фишай для micro 4/3, Samyang 7.5 mm f/3.5. Я брал его посмотреть, какие фотографии получаются с ним. Так вот, если говорить про пост-обработку, то тени с данного фишая тянутся гораздо лучше, чем при съемке на те же 12-40 2.8 и 40-150 2.8.
С шумами все также вполне себе достойно, даже неожиданно достойно для фотоаппарата с такой маленькой матрицей и таким большим количеством мегапикселей. Как и в прошлом тесте, не могу не отметить, что и уровень шумов на высоких ISO, и возможности их подавления при обработке вполне сопоставимы с APS-C матрицами. Да, разница между этими системами все же видна, но она совершенно не значительна. По крайней мере, моему глазу.
Работать при обработке с цветами также приятно, они «мягкие», «пластичные». Но единственную и непонятную мне странность я таки заметил: желтый цвет пустынного песка при усилении «вайбранса» иногда начинал странным образом давать зеленые оттенки. Смотришь на необработанный raw — желтый как желтый. Смотришь на обработанный вариант — в некоторых местах проявляется зеленца. Уж не знаю, с чем связано это, но проблема вполне легко решается аккуратной работой в Camera calibration.
Ну и так, кое-что по мелочи.
И напишу какие-то моменты, которые попались мне на глаза, но которые мне сложно отнести в какой-то из вышеперечисленных разделов.
- После того, как сделал фотографию, нельзя сразу нажать на кнопку превью и посмотреть получившийся результат. Приходится ждать, пока освободится буфер, перекинув сделанные фото на флешку, и лишь потом нажатие на кнопку превью приводит к тому результату, который и должен быть при нажатии на эту кнопку.
- Просматривая сделанный кадр на экране и увеличив его на максимум, изображение «размывается». Такое чувство, что фотоаппарат при таком увеличении превьюшки показывает очень сильно сжатый джипег. В общем и целом, у меня редко бывала необходимость увеличивать фото до максимума при просмотре, но, например, сделал групповое фото с десятком человек, стоящими в ряд, решил посмотреть, всё ли в резкости, увеличиваю лицо человека, а понять что-либо из увиденного невозможно — качество картинки очень низкое. Не сталкивался с таким даже на бюджетных «цифромыльницах».
- Иногда при съемке фокусируешься на объект, фокус наведен, жмешь кнопку спуска до конца, и… Ничего не происходит. Фотоаппарат о чем-то задумался. А через секунду раздумий он делает три-четыре кадра, когда кнопка уже отжата. И хорошо, если ты все еще наведен на объект, в противном случае ты получишь три-четыре кадра не того, чего хотел бы. Я не понимаю, с чем связан этот баг, и проявился он раза три за все 6 дней использования фотоаппарата, но все же, он есть.
- Если визироваться через экран, но при этом он откинут в сторону, то не произойдет автоматического переключения на видоискатель, если поднести фотоаппарат к глазу. Если же экран в его нормальном положении (т.е. сложен), то переключение на видоискатель происходит без проблем.
- Во время записи видео в полуавтоматических режимах, а также в режиме «Р», не удалось делать коррекцию экспозиции. Если же фотоаппарат в режиме «М», экспокоррекция во время видеозаписи делается без проблем. Тоже очень странно, по правде говоря… Почему нельзя делать коррекцию экспозиции, если снимаешь не в мануальном режиме? Чем она так не угодила разработчикам?))
- Система очистки матрицы от пыли. Работает просто великолепно! Я даже не знаю, сколько раз я менял объективы за все эти дни, в пустыне раз 10 точно. И хоть бы одна пылинка осталась на матрице, и была видна на фотографии. Мой 70ый Кэнон точно бы набрался этой пыли по самый видоискатель, даже не сомневаюсь в этом.
Перечитав свою писанину, у меня у самого сложилось ощущение, что фотоаппарат плохой. А то я пишу в основном о каких-то отрицательных нюансах. Наверно, говорить о чем-то плохом легче, чем о хорошем. Хорошее ведь и так очевидно!
На самом же деле, не смотря на все придирки, я очень доволен данным Марком, и он мне очень, ОЧЕНЬ нравится! Не знаю, стал бы я использовать его в коммерческих целях, но для удовольствия, для творчества, для креатива он подходит идеально почти по всем параметрам. Почему «почти»? Все же, кроп-фактор «2» накладывает свои ограничения на качество картинки, и каким бы ни был софт, встроенный в камеру, против физики не попрешь. Но! Он невероятно удобен. Он очень быстр как в «скорострельности», так и в фокусировке. Вероятность упустить нужный кадр из-за того, что в камере что-то неудобно или она работает недостаточно быстро, очень маленькая, особенно, если подстроить фотоаппарат под себя и свыкнуться с его алгоритмами фокусировки и работы органов управления. Его система стабилизации поражает, удивляет и шокирует — и это я не преувеличиваю. Количество творческих настроек превышает все мыслимые представления. Я, правда, их не использовал, так как предпочитаю доводить фото на компьютере в соответствии со своими представлениями о том, как должно выглядеть красивое фото, но факт их наличия в камере действительно радует. Думаю, найдется немало тех, кто будет счастлив наличию всего этого огромного функционала.
Вообще же, снимая на этот Марк, в голове промелькнула мысль, что в фототехнике все стало очень просто, очень понятно. Ее развитие привело к минимизации ошибок из-за человеческого фактора, дав фотографам огромные возможности как для творческой, так и для коммерческой самореализации. Я думаю, что в скором времени на фотоаппаратах рядом с кнопкой спуска затвора появится еще одна под названием «Сделать шедевр». И не смотря на то, что я «кэнонист», мне хочется верить, что эта кнопка впервые появится именно на фотоаппаратах компании Olympus:-)
Марк Шишкин, г.Воронеж
07.04.2018г.
P.S. И под конец моей писанины, вот вам еще фотографии, в том числе и те, что были сделаны на фишай от Samyang.