В обычных автомобилях система смазки реализована путём забора насосом масла из поддона картера, и дальше насос прокачивает масло по всей системе: фильтр, коленвал, шатуны, гбц, распредвалы; а возвращается масло обратно в поддон под воздействием гравитации, через сливные каналы.
Это достаточно простая и несложная схема для гражданских автомобилей, но для жёстких условий эксплуатации у неё есть свои недостатки:
1. Нагрев масла от постоянного температурного воздействия двигателя. Окисление масла от длительного контакта с картерными газами.
Сильный нагрев и окисление снижают эффективность масла, а сильное превышение температурного режима и вовсе приведёт к деградации масла.
2. Зачастую громоздкие и не всегда эффективные поддоны.
Иногда поддон двигателя легкового автомобиля должен вмещать в себя до 8-литров масла, а иногда и больше. Из-за этого общая компоновка двигателя под капотом должна будет учитывать то, что мотор не получится опустить достаточно низко для лучшего центра тяжести, чтобы не пробить поддон. А противоотливные пластины и рёбра в поддоне не всегда эффективны в затяжных подъёмах и поворотах, при резких разгонах и торможении.
3. Нагрузка на масляный насос при выжиме сцепления.
Если масляный насос смонтирован на передней стенке блока двигателя на оси коленвала, то при частых и резких выжимах сцепления (или при клачевании) коленвал может нагружать масляный насос. Как это случается на моторах RB-серии.
Если нагрев масла можно полностью устранить установкой масляного радиатора и масляного термостата, то отлива, окисления не избежать. Для быстрых автомобилей, в частности, участвующих в спортивных дисциплинах применяется система сухого картера.
Она представляет из себя:
1. Выносной многосекционный масляный насос, смонтированный на блоке ДВС, который работает не только на подачу, но и откачку масла с поддона( несколько секций насоса работают на откачивание, а несколько на подачу).
2. Специальный поддон с секциями для откачки масла.
3. Масляный радиатор и термостат.
4. Масляный резервуар для масла.
Таким образом система сухого картера решает проблемы масляного голодания, привнося в работу двигателя плюсы и продлевая ему ресурс при высоких нагрузках, путём:
1. Постоянного и стабильного давления.
2. Установка меньшего поддона позволяет сместить двигатель ниже и сбережёт поддон от пробивания.
3. Вынос масла в отдельный резервуар снижает воздействие температур и окислительных процессов.
4. Вынос масляного насоса устранит осевые нагрузки от коленвала.
5. Уходит проблема масляного голодания из-за отлива масла от заборника.
Спасибо за внимание!
Оставлю ссылку на статьи:
Пробки и фильтры - помощь мотору.