Что ставить? Такой вопрос непременно возникает перед любым мало-мальским театральным коллективом. Сначала возникает, а потом теряется в огромном количестве ответов на него. Ибо кроме российского и иностранного драматургического наследия существуют тысячи сюжетов, не расписанных по ролям, а еще - сколько возможностей брать сюжеты из жизни! Не правда ли сложно?
Давайте попробуем разобраться в этом вопросе.
Многие начинающие режиссеры и актеры, пробующие себя на режиссерском поприще, начинают свою карьеру с постановки дипломной работы своего курса. Что, в принципе, вполне оправдано. Весь процесс постановки своего мастера был виден режиссеру от начала до конца - от самых первых читок до премьеры. Почему бы и не повторить? А на этом материале уже обрести уверенность и стать более самостоятельным.
Но, предположим, первый повтор диплома уже сделан, или вы решили обойти этот этап. И вопрос "Что же ставить?" остался открытым.
Тут можно пойти двумя путями:
- Оттолкнуться от коллектива. Посмотрите на труппу, на их амплуа, на их психофизические данные - что конкретно они могут играть. И уже отталкиваясь от этой информации ищите пьесу.
- Оттолкнуться от мечты. Взять свою любимую пьесу, книгу, сказку или историю и поставить ее. Да, даже если в коллективе два человека включая вас, можно попытаться найти решение для любой сказки. Костюмы, разные характерности, грим, куклы - решений очень много.
Ну и несколько лайфхаков для начинающего режиссера:
- Материал, который вам нравится, ставится быстрее. А материал, который вам очень сильно нравится, как ни странно - медленнее. Потому что вам не хочется его выпускать и вы наслаждаетесь процессом. Это не значит, что нельзя брать к постановке самое любимое. А значит, что просто нужно держать этот факт в голове и ловить себя на непроизвольном затягивании постановки.
- Если взять пьесу, которую можно репетировать отдельными сценами, то процесс пойдет быстрее. Особенно в любительском или детском коллективе, где актеры не могут гарантировать свое стопроцентное присутствие на репетициях.
- Пьесы по умолчанию короче других литературных форм - ибо там только текст персонажей с небольшими ремарками автора. Если вы хотите ставить повесть или сказку, то лучше сначала написать инсценировку. А то есть шанс завязнуть в материале.
- Не нужно начинать со сложного материала. Если вы хотите своим первым спектаклем сделать "Братьев Карамазовых" или "Не боюсь Вирджинии Вульф", то скорее всего у вас ничего не получится.
- Не слушайте меня и идите своим индивидуальным путем. И обязательно дойдете!