Найти тему

Delfa777 о романе Г. Л. Олди «Одиссей, сын Лаэрта»

Трудно не стать богом.
Придя в восторг от первой книги цикла - про Геракла, я взялась за вторую - про Одиссея. Конечно, хотелось того же и побольше. Зря я это. Не повторяйте моих ошибок. Не ждите от книги возможности войти в ту же воду. Не сравнивайте! Не сравнивайте внука с дедом, бога с человеком, Олди с Гомером, а первую книгу цикла со второй. Не будет героев в этой книге, их время прошло, настало время царей. Не будет лихих виражей между трагическим и комическим, эта история гораздо сдержаннее в своих эмоциях. Будет война, на которую призовут, связанного клятвой, девятнадцатилетнего парня и будет возвращение. Целых два возвращения. Две ночи воспоминаний на террасе родного дома.
Первая - перед отплытием к Трое. Царь Итаки уходит на войну, оставляя жену и сына, родителей и родной остров. Сейчас память – единственное, что ему подвластно. Все остальное отняли, дав взамен свободы предназначение. За одну ночь Одиссею предстоит вспомнить все самые важные события детства и юности. Вернуться в те дни, когда он, подобно всем мальчишкам, хотел быть героем. Хотел совершать подвиги. Вспомнить, как впервые обнаружил, что наделен рассудком, который временами превращался в холодное, безжалостное лезвие, отсекающее все лишнее. Как учился думать,
"Складывать пустяк к пустяку, незначительное к малозначащему – и получать драгоценность."
Как к девятнадцати годам превратился в "скучного" человека, который рад знакомым камням, козам, жене и сыну, пренебрегая вечным – славой. Он уже не хотел на войну. Его не прельщала возможность стать героем и покрыть себя славой посмертно. Герои выигрывают битвы, но не войны. Герой должен быть один, а у Одиссея - семья. Он не может себе позволить остаться на поле боя, он обязан вернуться. Он - безумец, сердящий богов, который не умеет понимать. Только слышать, видеть, чувствовать и делать. Он умеет только любить. Друзей, врагов, остров, лук и стрелы. Этому его еще в детстве друг научил, что назвался Далеко Разящим.
Лирическое отступление: личность этого Разящего - форменная подстава от авторов. Я все варианты перебрала, кто этот кудряш, но пока не ткнули в ответ, не догадалась. Хотя намеков было тьма. И это не единственная ловушка. Лишь немногие удалось обойти. Узнала по русым косам и заботливому отношению одну синеглазую. Узнала Ангела по столбам вдоль дорог и бредущим теням. Узнала Уробороса, в неестественной позе между прочим! В остальном, сюрприз на сюрпризе. Счет явно не в мою пользу, чему я только рада. Так читать гораздо интереснее.
Вторая ночь воспоминаний состоится на том же месте годы спустя. Больше никаких плаваний по волнам воспоминаний. Теперь Одиссей поит призраков кровью памяти чтобы вернутся. Чтобы снова стать собой, оставив войну за порогом. Чтобы, перекроив правду на сотни ладов, вместо него не вошел в отчий дом иной Одиссей - богоравный герой, убийца и хитрец. Судьба не хуже прочих, но это не его, чужая судьба. Отведав крови памяти, призраки павших под стенами Трои возвращают Одиссея в те дни, когда он мог не убивать. А вышло, будто не мог.
"Я привык убивать, смерть стала моим ремеслом, будничной работой, которую я выполнял по-разному: с отвращением, с равнодушием или скукой, с любовью... А иногда – с удовольствием. Это значит, что я еще не вернулся."
У него одна ночь, чтобы найти себя прежнего. Ведь это очень просто – быть самим собой. Сегодняшним. Уже без вчера, еще без завтра. Труднее не упасть за грань, из-за которой нет возврата. Не стать богом. Отказаться от поклонения. Остаться человеком. Мужем, сыном, отцом. Чтобы те, кто знал его и любил, узнали его сами. Чтобы увидели в нем Одиссея, сына Лаэрта, а не слепо поверили приказу вернувшегося с войны героя. Глубокоуважаемого. Одиссея Двуликого.
Это было долгое путешествие. И для Одиссея, и для меня. Для многого нашлось в книге место - здесь есть роман о взрослении, роман о войне, даже магический реализм расцветал иногда цветком желтого лотоса. За редким исключением, никаких богов и никаких героев. Только люди. Способные любить и предавать, прикрывать отход друга и стрелять в спину, уходить в небо и возвращаться домой. Хорошая история. Спокойная и мудрая. Она останется со мной надолго.