67,2K подписчиков

Кладенец - меч с того света

47K прочитали

Меч-кладенец - почти обязательный атрибут русского богатыря. Им владели Илья Муромец, Добрыня Никитич, Еруслан Лазаревич (прототип пушкинского Руслана), Михайло Потык, витязь-великан Святогор, западноевропейский заезжий гость Бова-Королевич...

Но что это за меч такой? И почему называется кладенцом? Слово это всегда пишется с маленькой буквы и через дефис от "меча". Кроме того, большое изобилие мечей-кладенцов в былинах, причем у богатырей, живших в одно "легендарное" время, волей-неволей приводят нас к мысли, что "кладенец" - вовсе не имя собственное, подобно Дюрандалю, Экскалибуру или Жуайезу, а обозначение некоего конкретного типа меча. Очень-очень хорошего, невероятно качественного - но тем не менее существующего отнюдь не в единственном экземпляре.

Меч-кладенец - почти обязательный атрибут русского богатыря.

Также иногда это оружие называется мечом-самосеком или, что интересно - мечом-колунцом. Правда, последнее название - диалектное, из устной простонародной речи, что необходимо учитывать.

Этимологические предки и родственники

С точки зрения этимологии "кладенец" - слово чрезвычайно интересное. Во-первых, "укладный" в русском языке имело значение... "стальной". "Уклад" - стальная (не железная!) полоска-накладка на деревянной части какого-либо предмета, инструмента, испытывающего большие нагрузки. Например, рукоятки топора или молотка, полозьев саней, и т.п. Об этом говорит весьма уважаемое издание - этимологический словарь Макса Фасмера.

Далее. Есть точка зрения, что "кладенец" этимологически связан с "кладом", который, в свою очередь, идет от "класть" - в значении "положить" что-то куда-то. Очень многие легендарные мечи-кладенцы добываются богатырями из тайников, курганов (!) и т.п. Былин, где меч-кладенец честно куется каким-нибудь умелым кузнецом, а потом передается богатырю, по-моему, нет вообще. Волей-неволей, знаете ли, вспоминается Задорнов с его псевдоафоризмом: "Добыть - в России значит стыбзить!"

Что смотришь, смерд?
Что смотришь, смерд?

Исключение здесь - пожалуй, меч-кладенец Ильи Муромца, полученный им от Святогора. Меч этот отличается от прочих. Когда Илья и Святогор находят в странствиях гроб, они решают его примерить (эдакая древнерусская танатотерапия). Илье гроб велик, Святогору впору - но встать из него великан уже не может.

Тогда по просьбе побратима Илья несколько раз ударил его кладенцом по гробу, но после каждого удара гроб обвивала дополнительная железная полоса. Меч не рубил дерево, а наоборот - навеки запечатывал прежнего хозяина. После этого он и перешел к Илье...

Вот не могу отделаться от мысли, что что-то тут нечисто. Ездили они только вдвоем. И вот Святогор, понимаешь, в гробу, а волшебный меч у Илюшеньки...

Кроме того, общими языковыми корнями "кладенец" родственен словам claideb (староирландский, гэльский) и gladius (латынь). И то, и другое также означает "меч". Просто меч, без "наворотов".

Связи с Западной Европой и Византией у древних славян были.

Кроме того, как обладатель меча-кладенца неоднократно упоминается Бова-Королевич. Это не кто иной, как французский рыцарь Buovo d’Antone - Бово (Бэв) из Антона, персонаж средневекового франко-итальянского рыцарского романа, который в России превратился в лубочную сказку.

Бой Бовы-Королевича с Полканом (кентавром)
Бой Бовы-Королевича с Полканом (кентавром)

Его меч звался Сhiarenza или Clarenca, что значит "сияние, блеск". На Русь легенда о Бове пришла через Литву. Поэтому в белорусских сказках меч-кладенец до сих пор называется кгляденция - с морозу не выговоришь!

В более поздних вариантах - кларенция.

Связь меча-кладенца с царством мертвых

Как видите, мечей-кладенцов так много, что отражениями какого-то конкретного "волшебного" меча они быть не могут. При этом очень часто повторяется (исключая лубок о Бове и былину об Илье Муромце) один-единственный сюжет: свой заветный меч герой находит. И, как правило - в земле либо в стене, где-то ниже уровня земли.

И очень часто это место связано с покойниками и смертью. Судите сами:

Прочно связан со смертью меч Святогора, перешедший к Илье и сам "запечатавший" в гробу бывшего хозяина.

Еруслан Лазаревич, которого мы знаем как пушкинского витязя Руслана, получил свой меч от убитого, но каким-то чудом сохранившего иллюзию жизни воина-великана, размером почти равного Святогору, причем меч лежал под его телом (у Пушкина - под говорящей головой).

Еруслан Лазаревич. Лубок. Здесь у него в руках вообще фальшион или скимитар какой-то...
Еруслан Лазаревич. Лубок. Здесь у него в руках вообще фальшион или скимитар какой-то...

Князь Петр Муромский находит волшебный меч в стене монастыря - а в монастырях и церквах часто хоронили знатных людей.

Иван Царевич в одной из сказок (стихотворный вариант принадлежит Василию Романову) добывает меч в кургане, который охраняется злокозненной нечистью и нежитью. Что есть курган? Могильник...

... Нечисть сгинула как дым. Над болотьем низовым,
Как шелом, курган былинный поднялся грядою длинной.
Там во мхе, обхватов в пять, дуб-колодину видать.
Словно кремень это древо, что хранит лесное чрево -
Сокровенные века. Чья могучая рука
Дело ратное свершила, меч в колоду опустила,
И захлопнулася кладь под пудовую печать.

(с) В. Романов, "Сказ об Иване-царевиче и мече-кладенце"

Добрыня Никитич (в рязанском варианте былины) получил свой меч-кладенец... В битве с Чамкой - тварью, похожей на прямоходящую рептилию. Жила она то ли в лесу, то ли на болоте, а вероятнее всего - на лесном болоте. Опять мотив - нечисти, нежити, связи меча с загробным миром, миром смерти.

А в некоторых сказках путь к мечу-кладенцу герою указывает Баба Яга. Которая, как известно, является стражем границы меж миром живых - и миром мертвых.

Собственно, потому меч-кладенец и обладает способностью рубить чудовищ и одним взмахом класть в землю целые армии - это оружие из другого мира. Потустороннего. Из-за Кромки.

Это - меч самой Смерти.

...Руку правую потешить, сорочина в в поле спешить иль башку с широких плеч у татарина отсечь...
...Руку правую потешить, сорочина в в поле спешить иль башку с широких плеч у татарина отсечь...

Практические выводы

Я, конечно, могу ошибаться, но у меня сложилось стойкое впечатление, что кладенцами на Руси называли мечи, вынутые из курганов и могил других воинов - возможно, более древних, до-славянских. На это указывает и тот факт, что меч всегда спрятан в тайнике, и тот, что этот тайник так или иначе связан с могильником, погостом, курганом, короче - местом "не для людей".

Не исключено, что оружию из курганов приписывали какую-то особую силу. При этом обладание им требовало определенного статуса и определенной личной... наглости, что ли? Разорить курган - это вам не шутка. Но мораль и этика древних людей сильно отличались от наших. Собственно, "настоящим человеком" тогда считался только свой, соплеменник, сородич. А все остальные, особенно говорящие на других языках - как бы и не люди. Недаром на их курганах "всяка нечисть бродит тучей, на проезжих сея страх". А говорящая голова мертвого великана - что, не нечисть, что ли?! Зомби натуральный...

На могиле приличного человека нечисть селиться не будет. Логично?)

Исключение из этой тенденции - только случай с князем Петром. Но это чисто христианская легенда, которая связана с мотивами "передачи" волшебного оружия герою небесной, божественной силой. И опять-таки - монастырь, граница мира "нормальных" людей, Кромка...

Оригинал статьи - на канале https://zen.yandex.ru/dnevnik_rolevika

Официальный паблик - https://vk.com/dnevnik_rolevika

Истории "за жизнь" семьи автора и ролевые байки - здесь: https://zen.yandex.ru/id/5befbd4fd9421400aac61f5c