"В подполье встретишь только крыс!" писал советский генерал Гриноренко в своем автобиографическом романе о Великой Отечественной войне, где критиковал маршала Жукова за огромные потери и необоснованные расстрелы офицеров. Он открыто говорил о том, что власть вышедшая из подполья пытается загнать теперь туда всех несогласных, выставляя их действия, как нелегальные. Но в подполье прячутся только крысы.
Григоренко Петр Николаевич еще в 1938 году начал выступать против сталинский репрессий в Запорожье. Там ему повезло не оказаться самому в застенках НКВД. Его выступления совпали по времени со сменой руководства НКВД, и под жернова террора попали сами чекисты.
Боевой путь генерала
Свой боевой путь Григоренко начал еще в 1939 году во время боев на Халкин-Голе против японской армии. Там Петр Николаевич получил ранение от минометного обстрела. В 1941 году с началом Великой Отечественной войны Григоренко выступил с критикой Сталина, за что попал в опалу, однако аресту подвергнут не был.
В 1944 году был тяжело ранен, после излечения принял участие в боях в Карпатах, в Чехословакии и Украине.
Арест и психиатрическая больница
Окончательно с властью Григоренко рассорился в 1961 году, когда заявил, что для устранения культа личности Сталина делается недостаточно. Он осуждает политику Хрущева и его карательную политику по отношению к рабочим. В 1964 году его арестовывают за "антисоветскую агитацию" и предлагают отречься от взглядов и покаяться. Григоренко отказывается, за это его направляют в психиатрическую клинику и ставят фиктивный диагноз о невменяемости.
Естественно, что Григоренко был полностью вменяем и здоров. Власть это отлично понимала, но он представлял для партийных коммунистических деятелей большую опасность. Петра Николаевича отправили в тюрьму Лефортово, откуда его этапировали в Ленинградскую специальную психиатрическую больницу.
Григоренко был лишен воинского звания, после выписки ему не платили даже положенной пенсии. Пытаясь восстановить свои права он начал получать угрозы. Но коммунистам не удалось сломить его дух. В 1966 году он активно включился в правозащитную деятельность, начал бороться за права депортированных народов. В то же время он пишет памфлет о причинах поражения Советской армии в начале войны, где обличает репрессивную политику Сталина по отношению к РККА.
В 1969 году Петра Николаевича вновь арестовывают по статье "Распространение заведомо ложных измышлений, порочащих советский государственный и общественный строй". После чего ему ставят странных психиатрический диагноз о "навязчивой идее реформаторства" и вновь отправляют в психиатрическую больницу МВД. Там он пишет мемуары, но администрация больницы узнав об этом отбирает рукописи и сжигает, пытаясь скрыть правду.
После ареста Григоренко началась активная кампания по его освобождению. Его поддерживает академик Сахаров, в журнале "Самиздат" выходит альтернативная психиатрическая экспертиза, доказывающая его вменяемость (с подтверждением видных психиатров США). После того, как сведения о том, что в СССР ко всем инакомыслящим применяют карательную психиатрию были переданы на Запад, международная медицинская общественность стала оказывать давление на советских психиатров. В 1974 году Григоренко был наконец освобожден.
В 1974 году он становится членом Московской Хельсинской группы. Стал одним из разоблачителей карательной психиатрии в СССР и одним из основателей Украинской Хельсенской группы. КГБ начинает оказывать на него сильное давление. Вынужден был отправиться в США для проведения тяжелой операции, которую советские врачи не могли провести. Воспользовавшись ситуацией советская власть лишает его гражданства.
В США
Григоренко полностью отказался от коммунистических и социалистических взглядов. Его больше не пускают в СССР. Но он продолжает правозащитную деятельность находясь на территории США. Ему предлагали стать профессором военной академии Вест-Пойнт, но боевой генерал отказался передавать опыт армии потенциального противника.
Находясь в США Григоренко попросил американских психиатров провести его обследование. Выводы были однозначны и не вызывали сомнений - полностью здоров. Генерал умер от инсульта в 1987 году.
Огромная советская машина так и не смогла сломить одного стойкого человека. Это сделала болезнь. Генерал был похоронен со всеми воинскими почестями. В России лишь в 1991 году психиатрическая экспертиза признала вменяемость генерала и ложность выводов советских психиатров-лизоблюдов.
В 1993 Борис Ельцин восстановил Петра Николаевича в воинском звании. Но и в новой России чиновники из бывшего КПСС пытались всячески уничтожить память о русском генерале. Память о генерале все еще жива, а тоталитарная и антинародная "власть советов" уходит в забвение.
______________________________________________________
Подписывайтесь на канал и ставьте нравится, чтобы поддержать проект.