Этот блог посвящен тому, как одеты литературные герои. Сегодня обсуждаем наряды Маргариты из романа Булгакова.
Итак, главная героиня романа "Мастер и Маргарита" прочно ассоциируется с чёрным цветом. Ну вот вы когда-то прочли этот роман, потом, вероятно, посмотрели фильм, а то и не один. Посетили спектакль-другой. И у вас лично тоже в голове есть некий образ Маргариты. Возможно, и ваша Маргарита тоже носит чёрный. И, возможно, мы с вами, режиссеры, иллюстраторы и художники по костюмам - словом, все, кто представляет себе этот образ, исходим из... сюжета. Ну не в розовом же будет ходит сложная, драматичная натура. И не в голубом же она выйдет из дома в тот день, когда примет предложение демона смерти и пустыни Азазелло! В одной из ранних версий романа Маргарита должна была быть на балу в перчатках: "Розовые, или я ни за что не отвечаю!" - кричал Бегемот, а Коровьев настаивал на чёрных. Сошлись на фиолетовых. Цвет - это не только символ, это не только психологическая характеристика персонажа, но это еще и сложная комбинация социокультурных аспектов. Давайте поговорим о чёрном цвете в гардеробе Маргариты.
Чёрный цвет в гардеробе Маргариты - это в первую очередь приказ самого автора. Был ли этот приказ продиктован одежными предпочтениями музы автора, Елены Сергеевны Булгаковой, или сам автор ориентировался на эстетику готического черного (отсылка к "Фаусту" Гете) - это всё одна тема. А вот во вторую очередь уже, чёрный цвет - просто модный цвет 1920-х - 1930-х годов.
Истории чёрного цвета в культуре посвящена целая монография Мишеля Пастуро, пересказывать которую здесь нет смысла. Но, согласно его мнению, в период между двумя мировыми войнами чёрный цвет получил новое значение - современности. "Это не роскошный княжеский цвет позднего Средневековья, и не грязный, нищенский цвет больших промышленных городов; он строгий, но изысканный, элегантный и функциональный, яркий и радостный: одним словом, современный". С чёрным экспериментируют Жак Дусе и Поль Пуаре. В чёрное одета элегантная и современная героиня Пруста Одетта де Кресси. Маленькое чёрное платье Габриэль Шанель - только верхушка айсберга, и далеко не единичный случай, когда актуальный предмет изготавливается в чёрном цвете. Итак, Маргарита Николаевна предпочитает чёрный. Он, без сомнения идет к ее драматическим чертам - но волей или неволей она следует тренду на модный чёрный цвет.
В чёрном пальто Маргарита идёт по улице в день встречи с Мастером. Ненавистные желтые цветы должны были ярко выделяться на этом фоне. В разговоре с Иванушкой Мастер назовет это тревожным знаком. В чёрном платье и в чёрных туфлях приходила Маргарита к Мастеру в то лето. Последнее, что он помнит о ней - её чёрный силуэт с белым свертком на пороге.
"А потом, когда приходил ее час и стрелка показывала полдень, оно (сердце, прим. авт.) даже и не переставало стучать до тех пор, пока без стука, почти совсем бесшумно, не равнялись с окном туфли с черными замшевыми накладками-бантами, стянутыми стальными пряжками.
Иногда она шалила и, задержавшись у второго оконца, постукивала носком в стекло. Я в ту же секунду оказывался у этого окна, но исчезала туфля, черный шелк, заслоняющий свет, исчезал, – я шел ей открывать".
"И вот, последнее, что я помню в моей жизни, это – полоску света из моей передней, и в этой полосе света развившуюся прядь, ее берет и ее полные решимости глаза. Еще помню черный силуэт на пороге наружной двери и белый сверток". Тут не указан цвет берета, но предположим, что и он был чёрным.
Преобладает чёрный цвет и в сцене сбора Маргариты на бал. Вспомним, что со слов Азазелло, она звана на вечер к некому иностранцу. А судя по набору предметов, которые готовит Наташа к выходу, изначально Маргарита собиралась выбрать вечерний туалет.
"В спальне Маргариты Николаевны горели все огни и освещали полный беспорядок в комнате. На кровати на одеяле лежали сорочки, чулки и белье, скомканное же белье валялось просто на полу рядом с раздавленной в волнении коробкой папирос. Туфли стояли на ночном столике рядом с недопитой чашкой кофе и пепельницей, в которой дымил окурок, на спинке стула висело черное вечернее платье. В комнате пахло духами, кроме того, в нее доносился откуда-то запах раскаленного утюга. <...>
С совершенно облегченной душой Маргарита прилетела в спальню, и следом за нею туда же вбежала Наташа, нагруженная вещами. И тотчас все эти вещи, деревянные плечики с платьем, кружевные платки, синие шелковые туфли на распялках и поясок – все это посыпалось на пол, и Наташа всплеснула освободившимися руками".
Как видно из описания, Маргарита продумала, а Наташа подготовила вечерний туалет в черно-синей гамме. Черное вечернее платье, синие шёлковые туфли и - вероятно, синий же кружевной платок. Такие шали из кружев были в моде, особенно для вечера. Как мы помним, действие происходит в мае, и выезд предполагает не тяжелое манто поверх вечернего наряда, а, скажем, платок или шаль, чисто символически, чтобы прикрыть обнаженные плечи.
Сочетание чёрного с синим тоже нашло отклик в творчестве модных дизайнеров того времени:
Итак, чёрный цвет играет большую роль в гардеробе Маргариты. Она его любит, и он - так удачно - в моде. Чёрный первой половины ХХ века ассоциируется с элегантностью и современностью. Более того, этот цвет тесно связан с генетикой романа, отсылая читателя к готическому чёрному, к "Фаусту".
О сути чёрного спорили философы и ученые всех эпох. Он и отсутствие цвета, он же и совмещение всех цветов. Пожалуй, лучший вариант для Маргариты Николаевны!
Больше статей об одежде героев романа "Мастер и Маргарита":
Шутки Коровьева - 1. Модная обувь в романе
Шутки Коровьева - 2. Дамские пижамы
Мастер до Маргариты. Платье полосатое, музей