Кружевоплетение продолжает свое развитие. Ссылка на первую часть в конце статьи.
Венецианское кружево было не плетеное, а шитое. Как это?
На пергамент наносился рисунок. Потом по контуру прокладывалась крученая нить в несколько сложений. И уже после этого мастерица заполняла фон, используя иглу с нитью. Нитку особой узелковой техникой закрепляли, образуя узор.
Саму основу орнамента тщательно обвивали, для объема прокладывая внутрь конский волос. Для этих целей использовали гриву белых лошадей. Кружево получалось рельефным и смотрелось очень нарядно. Надо думать, что и белые лошади были в Венеции в большой цене!
Эта кружевная техника комбинировалась с вышивкой. На ткани вырезался рисунок, который обшивали мелкими стежками, прикрепляя его перемычками к основному фону.
Узнали? Да, эта техника называется “ришелье”.
Вот и кружево назвали “ретичелло” - “сетка”.
Техника кружевоплетения совершенствовалась, тонкое ленточное кружево плавно перетекает в гипюры. Кружево становится пластичным - жабо, манжеты уже не торчат, а мягко лежат.
150 лет Италия прочно удерживала первенство в искусстве кружевоплетения. Прекрасный гипюр изготавливали в Венеции и Милане. А вот Генуя была широко известна кружевом из золотых и серебряных нитей. Кружево служит в Италии валютой и ценится на вес золота.
Гипюр получил широкое распространение в Испании - помните кружевные мантильи прекрасных испанок?
На приобретение кружева тратили такие астрономические суммы, что испанский король Филипп III издал указ, запрещавший ношение кружева.
Правительство Англии и Франции пошло дальше. Они решили развить это искусство внутри страны.
С этой целью министр Кольбер, подданный короля-солнце, Людовика XIV, пригласил 30 мастериц-кружевниц с острова Бурано. Надо сказать, что буранским кружевницам было запрещено покидать пределы острова - тайны кружевоплетения тщательно охранялись.
Не помогло. За хорошую оплату кружевницы передали француженкам секреты своего мастерства. А хитрый Кольбер открыл в своем замке школу кружевниц.
Вот так секрет кружевоплетения вышел за пределы Венеции. Это был огромный удар. Людовик XIV пошел еще дальше и запретил ввоз кружева во Францию.
Постепенно венецианское кружево утратило свою самобытность. Французские города Алансон, Аржантон, Валансьен стали известными центрами производства кружева.
В каждом из них развивается свой фирменный стиль, по которому легко определить происхождение изделия.
Начало истории возникновения кружева здесь: "Венецианское золото" - кружевная история (начало)
Подписывайтесь на канал, чтобы быть вместе с нами!
Вам может понравиться:
Зачем принцессе Диане 2 свадебных платья
Свадебное платье Жаклин Кеннеди и чудеса портновского мастерства
2 платья, знаменитые на весь мир