Найти тему
Мода в книгах

Папильотки вместо простынь: паёк красноармейца

"День Красной армии" был установлен в 1922 году, на четвёртую годовщину существования самой Красной армии. С тех пор праздник не раз менял своё название, однако дата всегда оставалась прежней - 23 февраля. По этому случаю сегодня вспомним одного из самых симпатичных литературных персонажей, служивших в РККА в годы Гражданской войны, Ивана Ильича Телегина из трилогии "Хождение по мукам". Итак, год между 1918-м и 1921-м, к красному командиру Телегину приезжает его жена Даша и воссоединившиеся супруги готовятся к совместной походной жизни.

"Даша продолжала укладывать в маленькую корзинку то, что сегодня утром Иван Ильич, обегав десяток учреждений, получил в виде вещевых пайков.

Здесь были вещи нужные и полезные: чулки, несколько кусочков материи, из которых можно было сшить платье; очень красивое батистовое белье, к сожалению, на подростка, но Даша была так хрупка и тонка, что могла сойти за подростка; были даже башмаки, - этим приобретением Иван Ильич гордился не меньше, чем если бы захватил неприятельскую батарею. Были и вещи, о которых нужно было думать, пригодятся ли они в предстоящей походной жизни? Ивану Ильичу их всучили вместо простынь на одном складе - фарфоровую кошечку и собачку, кожаные папильотки и чрезвычайно добротного материала корсет с китовым усом, таком большой, что Даша могла им обернуться два раза"...

звезда-кокарда с головного убора красноармейца
звезда-кокарда с головного убора красноармейца

Вещевые пайки в условиях глобального дефицита распределялись по классовому принципу: приоритет имели красноармейцы и рабочие. Уже в 1918 году появилось выражение "натуроплата", а к 1920-му году распределение продуктов и предметов одежды вместо выплаты заработной платы превысило денежную часть почти в 10 раз. То есть деньгами получали примерно одну десятую часть зарплаты. Однако, и натуроплату задерживали. Есть сведения, что проблемы задержки этих выплат в середине марта 1921 года интересовали петроградских рабочих куда больше, чем все кронштадтские события.

Чаще всего, это были реквизированные вещи. Представители новой власти не церемонились, и в поисках одежды, обуви и белья могли вскрывать даже временно пустующие квартиры, скажем, инженеров, которые уехали на длительный срок работать в другой город по приглашению той же новой власти. Впрочем, в январе 1921 года Петроградский совет решил обеспечить рабочих бельём, для чего из особых запасов на фабрике "Красное знамя" приготовили 17 тысяч трикотажных комплектов, включавших рубашки, кальсоны и панталоны. Иногда предметы из полученного вещевого пайка оказывались совершенно бесполезными: так, герой рассказа "Первая девушка", молодой рабочий, получает в пайке пару элегантных дамских ботинок на точеных каблучках.

Но набор, полученный Иваном Ильичом, в целом неплох. Разве что только фарфоровые кошечка и собачка не очень могут заменить простыни. Чулки и башмаки - редкая удача! Кусочки ткани, из которых можно пошить платье, - в условиях практически остановившейся текстильной промышленности - тоже хорошо!

Итак, что можно было пошить Даше из кусочков, как выглядело бельё для подростка, и что такое кожаные папильотки. Смотрим!

платье 1917 года, костюм из домашней шерсти 1918 года, фото из книги "Русская мода" М., СЛОВО, 2006
платье 1917 года, костюм из домашней шерсти 1918 года, фото из книги "Русская мода" М., СЛОВО, 2006
молодая пара, 1918 год, фото из книги "Русская мода" М., СЛОВО, 2006
молодая пара, 1918 год, фото из книги "Русская мода" М., СЛОВО, 2006

Трудно сказать, какую одежду предпочла бы Даша в данной ситуации. Известно, что до революционных событий она хоть и не была модницей, но одевалась хорошо: в качественные вещи, пошитые со вкусом. Но в означенный период времени у нее вряд ли были при себе последние модные выкройки или хотя бы даже представление о том, что теперь носят. Опять же, где носят: в Москве, в Париже или в местном провинциальном городе? Сообщение между городами тоже было расстроено. Наряды, которые мы видим на картинках, свидетельствуют о том, что практичные и современные моды 1917-1918 годов до Риги и Москвы всё же дошли. Теперь стал актуален бочонкообразный силуэт: юбки, свободные в бедрах, чуть-чуть сужаются к подолу, а сам подол теперь открывает щиколотку и даже часть голени. В таких юбках можно двигаться. Однако, напрягает сама характеристика "кусочков материи". Всё-таки на платье 1919 года должно уйти прилично материи, даже с учетом дашиной хрупкости. Известно, что автор писал эту часть трилогии в 1940-м году, когда воспоминания об одежде времен Гражданской войны уже сливались с воспоминаниями о моде 1920-х. Более того, один из третьестепенных персонажей так описывает модные парижские платья этого года, что выходит портрет не ранее, чем на 1925 год. Предположим, что "кусочками" бы Даша не отделалась. Положим, в пайке было как минимум метра 3 ткани.

кожаные папильотки, 1920-е годы
кожаные папильотки, 1920-е годы

Представить себе, что приличная женщина конца 1910-х - начала 1920-х не имеет дома никаких средств для завивки волос - трудно. Пока в моде были длинные волосы, их завивали и укладывали в высокие прически. Юные девочки тем и отличались от дам, что они таких причесок не носили (помните обвинение героини рассказа "Легкое дыхание" в том, что она носит женскую, а не девичью прическу?) А в 1920-х, когда многие дамы остригли волосы по моде, папильотки стали просто необходимы! Не уверена, правда, что Даша часто ими пользовалась именно в годы войны... А вот потом, наверное, они ей пригодились. Кожаные папильотки активно выпускали и в 1930-е годы. Внутри кожаного чехла - проволока.

панталоны второй половины 1910-х годов. Фото из книги "Неглиже", Хоторн, М., 2008
панталоны второй половины 1910-х годов. Фото из книги "Неглиже", Хоторн, М., 2008
лифчики второй половины 1910-х годов, левый - для подростка, фото из книги "Неглиже", Хоторн, М., 2008
лифчики второй половины 1910-х годов, левый - для подростка, фото из книги "Неглиже", Хоторн, М., 2008

Очень красивое батистовое белье на подростка получает Даша. Начнем с того, что батистовым могло быть только дамское белье, потому тут, скорее всего, имеется в виду белье девичье. В 1910-х девочки носили нетугие легкие корсеты поверх рубашки и панталон. Поверх же корсета надевался лифчик. Далее шла дневная рубашка и нижняя юбка. В 1920-х комплект одежды упростился до панталон, лифчика и дневной рубашки. В данном же случае, скорее всего, речь идет как раз о таком наборе. Лифчик на левой картинке не имеет застежек и надевается через голову. По сообщению Р. Хоторн, коллекционера, в чьем собрании он находится, форму он совершенно не держит. Второй лифчик имеет вытачки, застежку на спине и обвязывается двумя ленточками вокруг талии. Панталоны времен после Первой мировой войны становятся короткими, то есть до колена. А крой позволяет свободно двигаться, в частности, танцевать танго. Данный экземпляр, тоже из коллекции Р. Хоторн, украшен вышивкой и кружевами.

Мы оставили в стороне ботинки и корсет, в который Даша могла обернуться дважды, но мы обязательно еще вернёмся к нему в другой раз.

Заходите на мою страничку https://www.fashion-in-books.com/