«Военных наблюдателей может ожидать «что-то новенькое» на параде в честь Дня независимости в этом году в октябре, когда будет развернут арсенал баллистических ракет малой и средней дальности,», – утверждал на форуме в Гонконге профессор Цзинь Канронг, – «По мере роста напряженности вокруг Тайваня Пекин создает военно-морские и ракетные силы, такие же мощные, как и противоборствующие ему страны». Выступая на семинаре в университете Гонконга в субботу, профессор Джин Канронг, заместитель декана Школы международных исследований в университете Жэньминь в Пекине, сказал, что Китай добился больших успехов в расширении своего военного потенциала, но впереди еще многое. Хотя он не уточнил, что имеется в виду под «чем-то новым», но утверждал, что страна готовится к возможному конфликту из-за Тайваня, самоуправляемого острова, который Пекин считает своенравной провинцией, ожидающей воссоединения. По его словам, в течение следующих пяти или десяти лет Тайвань может обеспечить «самую большую неопределенность» для Пекина, особенно если Соединенные Штаты решат «разжечь» ситуацию. Известный своей откровенностью по чувствительным вопросам, профессор Цзинь сказал, что, хотя Пекин хочет мирного воссоединения, он опасается «фракций, выступающих за независимость на острове, и правых американских политиков, создающих проблемы Китаю».
В своей речи 2 января, посвященной 40-й годовщине призыва Пекина положить конец военной конфронтации через Тайваньский пролив, председатель КНР Си Цзиньпин заявил, что «политический раскол через пролив ... не может передаваться из поколения в поколение», по-видимому, сигнализируя о своей решимости положить конец этой ситуации. Си Цзиньпин заявил, что Китай не откажется от применения силы для воссоединения Тайваня, но подчеркнул, что военные будут нацелены только на внешние элементы и тех, кто стремится к независимости острова. В 2017 году Тайбэй заявил, что обнаружил развертывание баллистических ракет DF-16 на материке, которые были направлены на Тайвань. Профессор Цзинь сказал, что Китай быстро расширяет свой ракетный потенциал. По его словам, Народно-освободительная армия уже накопила около 3000 ракет малой и средней дальности, хотя использовала для этого лишь 15 процентов своих производственных мощностей. «Только представьте себе, что было бы, если бы мы «бежали» на все 100 процентов», – сказал он, – «Совершенно ясно, что в рамках своего плана военной модернизации Китай достиг больших успехов в космосе, электронике и кибервойнах, но его достижения на сегодняшний день являются только началом процесса развития».
По словам Цзинь, наряду с расширением своих ракетных сил Пекин инвестирует значительные средства в свой флот. С развертыванием ракетных эсминцев нового типа 055, о которых некоторые китайские военные эксперты уже говорят, что они лучше, чем все, что есть в ВМФ США, баланс сил поменяется. Впервые за 500 лет Восток имеет боевую технику, которая, по крайней мере, не уступает западной. И поскольку флот продолжает модернизацию и расширение, США могут быть вынуждены пересмотреть свои позиции в регионе. «Когда у нас будут десятки эсминцев и четыре – пять авианосцев, США не смогут вмешиваться в дела Тайваня», – заявил Цзинь. Согласно тезисам его выступления, Китай также скоро будет иметь весь научный, академический и исследовательский персонал, необходимый для достижения своих военных амбиций. В Китае было почти 30 миллионов студентов в 2018 году, что вдвое больше, чем США. Более половины из них изучают науку или технику. Ежегодно в Китае оканчивают научно-технические ВУЗы около 4 миллионов человек, в то время как Америка выпускает всего 440 тысяч.
Пекин также обладает ресурсами с тем, чтобы поддержать все свои военные планы. Исходя из своих собственных расчетов, Цзинь утверждал, что Китай выделяет около 1,4 процента своего валового внутреннего продукта на военные расходы, что ниже, чем «1,5 процента в Германии», и менее половины «3 процентов в Великобритании и Франции». При этом, по мнению профессора, «налога, уплачиваемого китайскими курильщиками, более чем достаточно для покрытия военных расходов страны». Согласно данным НАТО, Великобритания потратила 2,1% своего ВВП на оборону в 2017 году, Франция – 1,8%, Германия – 1,2%. И Всемирный банк, и Организация Объединенных Наций оценили военные расходы Китая в 2017 году в 1,9 процента ВВП.