Найти тему
Капитал страны

Superjet-100 – первый пассажирский самолет России

Superjet-100
Superjet-100

После развала СССР в России летали на том, что осталось от Союза, в основном на Ту-154. Плюс, конечно, «боинги» и «аэрбасы», которые постепенно захватили российский рынок гражданской авиации. Своего ничего не строили – не до того было. Но вот в 2011 году началось производство первого российского пассажирского самолета – Superjet-100 или SSJ100, как его называют в мире, да и в России.

Сухой Superjet-100
Сухой Superjet-100

SSJ100 относится к семейству региональных лайнеров. Дальность полета базовой версии машины – 4400 километров, вместимость – 98 пассажиров. За 6 лет производства было построено 122 таких самолета, из которых 65 находились у российских компаний перевозчиков, 30 – у зарубежных, остальные 26 оставались на хранении или готовились к продажам.

CityJet – первый европейский заказчик SSJ100
CityJet – первый европейский заказчик SSJ100

Разработчиком и производителем этих машин была компания ГСС (Гражданские Самолеты Сухого) – своего рода «дочернее» предприятие ОКБ «Сухого», где создавались наши знаменитые и пользующиеся авторитетом и спросом во всем мире истребители и полевые бомбардировщики. Те самые «сушки».

«Боинг» и «Аэрбас» производят в год примерно по тысяче пассажирских самолетов

Но с гражданскими самолетами как-то не задалось. Начнем с того, что SSJ100 только с некоторой натяжкой можно признать российским самолетом. Дело в том, что 70% его комплектующих, включая двигатели, – зарубежного производства. Сколько денег было потрачено на создание этой машины, точно не известно. Данные разработчиков и независимых экспертов различаются примерно в три раза. Но даже по самым оптимистическим оценкам на создание канадского Bombardier или бразильского Embraer – аналогов SSJ100, денег ушло в полтора раза меньше. А их продажи существенно выше. Ну и, конечно, надо сказать о «монстрах» мировой гражданской авиации. «Боинг» и «Аэрбас» производят в год примерно по тысяче пассажирских самолетов, правда, разного класса. А мы – 122 с 2011 года.

Салон самолета Superjet-100
Салон самолета Superjet-100

Средний налет SSJ100 в 2016 году составил 3-3,7 часов в сутки. У машин иностранного производства почти в три раза больше – 9 часов. Этот показатель является критическим для компаний-перевозчиков. Не случайно Дмитрий Медведев поручил в свое время разработать комплекс мер по улучшению технических показателей исправности и налета самолетов SSJ100 до «соответствующих мировому уровню» показателей.

Другой характерный пример. Не так давно «Аэрофлот», обладатель самого большого парка SSJ100, подал иск к производителям этих машин. Чем дело закончилось – неизвестно. Но сам факт судебного спора между двумя, по сути, государственными компаниями говорит сам за себя.

Кабина пилотов SSJ100 (фото: Marid Serrand)
Кабина пилотов SSJ100 (фото: Marid Serrand)

Дело не только в том, чтобы произвести самолет. Он, как и любая машина, нуждается в техническом обслуживании. Это сервисные центры, запасные части. Создание такой инфраструктуры требует огромных вложений, которые могут быть оправданы только при большом числе эксплуатируемых машин. Тот же «Боинг» гарантирует, что в любую точку мира, где летают его самолеты, в течение суток будет доставлен борт со специалистами и запасными частями для устранения любой неисправности.

Такой вот замкнутый круг получается. Мало машин – нет денег на их обслуживание. Нет обслуживания – машины никто не покупает.

СМИ, в том числе государственные, уже давно ничего не пишут о SSJ100. Теперь у нас в фаворе новый проект – среднемагистральный самолет МС-21. У него тоже есть проблемы. Но об этом в следующей публикации.

Подпишитесь на канал ДЗЕН, чтобы не пропустить продолжение истории гражданской авиации, которая выйдет в ближайшие дни.

Познакомьтесь с предыдущими материалами серии «Достояние гражданской авиации СССР»:

1. «Илья Муромец» – каким был первый гражданский самолет России

2. «Кукурузник» был пассажирским самолетом? Представьте себе!

3. Ту-104 – первый в мире реактивный пассажирский лайнер

4. Ил-18 –первый советский пассажирский самолет, широко продававшийся за рубежом

5. «Самолет-рекорд». Чем удивлял мир Ту-114

6. Ил-62 – советский самолет, от которого у американцев открывались рты

7. Як-40 – рабочая лошадка советского неба

8. Ту-144 – первый сверхзвуковой пассажирский лайнер

9. Ту-154 – самый массовый реактивный пассажирский самолет СССР

10. Ил-86 – первый в СССР серийный широкофюзеляжный пассажирский самолет

-6