Артиста Георгия Юматова хорошо знают те, кто любит советские военно-патриотические фильмы. Он известен по таким знаменитым фильмам, как «Офицеры», «Корабли штурмуют бастионы», «Адмирал Ушаков» и «Герои Шипки». Снимался он в «Педагогической поэме», «Они были первыми» и «Разные судьбы».
Военно-историческая тема в творческой судьбе актера не удивительна – он прошел практически всю войну, служил юнгой на торпедном катере.
Когда началась Великая Отечественная Георгию было всего 15 лет. До 18 лет в армию не брали, а приписывать лишний год было бесполезно. Все равно бы никто не поверил, что мальчишка уже совершеннолетний. Поэтому он поступил в Московскую военно-морскую школу, где готовили юнг.
Через год юного моряка зачислили в экипаж боевого катера. Обычно пишут, что он был назначен на торпедный катер «Отважный», который находился в составе керченской бригады торпедных катеров. Тут все очень непонятно. Дело в том, что в советском ВМФ торпедного катера с таким названием в годы ВОВ не существовало. Вероятно, речь идет о неофициальном названии.
С бригадой тоже не ясно. Известна Керченская бригада речных кораблей Дунайской флотилии. Но опять же, речь может идти об оперативном соединении, которое действовало в районе Керченского пролива.
Впрочем, то, что юнга Юматов воевал, несомненно. Но, к сожалению, подобная ситуация нередко возникает с воспоминаниями фронтовиков – далеко не все документы сохранились. А порой бумаги не оформлялись как положено. Возможно, дело и в том, что какие-то воспоминания могли перепутаться – так ли уж интересны молодому юнге номера кораблей и их соединений? А вот неофициальное название – совсем другое дело.
В 1943 году юнга занял должность рулевого-сигнальщика. Тут опять непонятность. Служил он в бригаде бронекатеров, но опять обычно пишут, что на торпедном катере. Скорее всего, речь идет все же о бронекатере, потому как бригада воевала на Дунае. Об этом говорят и две медали, полученные будущим актером: «За взятие Будапешта» и «За взятие Вены».
Получается, что в 1944-1945 гг. он, действительно, воевал в составе Керченской бригады речных кораблей Дунайской флотилии, на одном из бронекатеров. Путаница, скорее всего, возникла из-за того, что сначала Юматов получил назначение на торпедный катер, а потом был переведен на бронекатер. Так вполне могло быть, тем более, что с 1944 года на самом Черном море военные операции уже не велись, и часть моряков оттуда забирали на более горячие участки.
Известно, что Георгий спасся с трех затонувших катеров. Он участвовал в целом ряде десантных операций, сам участвовал в наземных атаках. За войну не раз попадал в госпитали: три тяжелых ранения, контузия, обморожение рук. Служба в катерном флоте – не сахар.
Кроме медалей за взятие Вены и Будапешта, юный моряк был награжден медалью Ушакова, причем с номером № 6, то есть одним из первых. Представляли к этой награде матросов исключительно за проявленное личное мужество. Не зря медаль Ушакова по значимости располагается между медалями «За отвагу» и «За боевые заслуги».
Ходили слухи, что Юматова даже представили к званию Героя Советского Союза, но представление завернули.
Вероятно, навоевался будущий актер досыта, потому что не остался на флоте, а в августе 1945 года по ранению демобилизовался.
А вот артистом он стал совершенно случайно. В 1947 году моряка с запоминающейся внешностью заметил в московском кафе режиссер Александров. Он пригласил его на небольшую роль в фильме «Весна». Потом последовали и другие роли. Так, отставной юнга стал одним из популярнейших артистов Советского Союза.
Если статья вам понравилась, подписывайтесь на канал, ставьте лайки, пишете комментарии. Спасибо за внимание.