В Челябинске почти не осталось дореволюционных зданий: полтора квартала, можно сказать. Сталинок в первозданном виде тоже немного, даже Проспект Ленина уродуют застекленные балконы на вековых домах.
По проектам челябинского архитектора Евгения Александрова построена добрая часть городского центра. Он также был соавтором памятников Ленину, Сказа об Урале, добровольцам-танкистам, танка на Комсомольской площади.
Концертный зал им. С. Прокофьева, который так долго реставрировался в конце прошлого века, высотный дом Музея искусств на площади Революции – тоже проекты Александрова.
В начале 1950-х началось строительство супермодной высотки с 15-метровым шпилем на проспекте Ленина. Сейчас здесь располагается магазин "Уральские сувениры". Планировалось возвести 9-этажный дом, в то время в Челябинске не было зданий выше семи этажей. И вот когда дом наполовину был готов, из Москвы пришел указ убрать шпиль и срезать три верхних этажа. Архитектор пытался доказать, что это нецелесообразно, ведь фундамент уже рассчитан на высотку. Но против Хрущева не попрешь. Дом музея искусств также остался "урезанным".
Та же участь постигла дом Южно-Уральской железной дороги на пл. Революции. Здание должно было иметь 12 этажей, роскошные лоджии. Но дом и так получился прекрасным: с кухнями по 11 кв. метров и жилыми комнатами по 32 кв. метра. В то время люди радовались и хрущевкам, переезжая из бараков.
Рассматривая старые эскизы Евгения Викторовича Александрова, думаю, каким красивым мог быть наш город, если б осуществились его задумки. Я и сейчас с удовольствием гуляю по центру. Но даже в детстве, не имея архитектурного вкуса, смотрела на Площадь Революции и не понимала, как могли построить офисные здания возле драмтеатра (да и сам театр по веяниям 1970-х), когда вокруг сталинский ампир и памятники архитектуры начала XX века. На мой взгляд, это худшее, что можно было сделать с ансамблем главной площади города.