Помните, какая одна из самых забавных сцен в знаменитом советском фильме «Волга-Волга»? Счетовод Алеша самозабвенно дует в трубу, пытаясь воспроизвести отрывок из вагнеровской оперы «Тристан и Изольда». И так умучил уши героини Любови Орловой утробными звуками, что та взмолилась – ох, и долго же она умирает, эта Изольда. А ведь слушала совсем ничего, если учесть, что эта опера идет почти пять часов.
Счетовод Леша, понятно, музыкант еще тот. Но представляете, пять часов оперы! Однако не все такие пугливые, как героиня Орловой.
Вот и я побывала в столичной «Новой опере» на «Тристане и Изольде». И зал был полон. Правда, к концу почти пятичасового марафона он заметно поредел, но, думаю, меньше всего из-за Вагнера.
Музыка на самом деле, удивительная, похожа на море, с его переливами, набегами, манящей глубиной, разломами волн, с их рыком, взрывами брызг, блеском на солнце... Оркестр был на высоте, сумел донести весь этот импрессионизм. Певцы тоже не подкачали. Пели отлично. Сама постановка вполне адекватная. Действующие лица занимаются тем, что им завещано музыкой и либретто, декорации в модном минимализме, но средневековый колорит присутствует в костюмах. Тем не менее народ утекал…
Конечно, не всем Вагнер оказался не по плечу. Но возможно, таких людей стало бы больше, если бы смыслы оперы были воспроизведены точнее.
Начнем с того, сюжет этой оперы экстремален. Он о том, что от ненависти до любви один шаг. Согласитесь, миловаться, целоваться, а потом плеваться - дело привычное. А вот когда смертельные враги вдруг открывают сердца для нежности – случай редчайший. Очень красивая была сцена, когда Тристан и Изольда встречаются ночью, среди деревьев и поют восхитительный гимн «О ночь любви, спустись над нами». Делают это певцы Ольга Терентьева и Михаил Губский так здорово, что, кажется, улетаешь в какие-то неизъяснимые дали. Деревья на сцене исчезают, и над влюбленными сама ночь раскрывает шатер с ярко мерцающими звездами. И неважно, что их чувства возникли не совсем естественным путем, а потому что наши герои по неосторожности хлебнули любовный напиток. Ведь любовь она и есть что-то совсем не обычное, если это конечно не просто проделки гормонов, а то настоящее, что забирает человека целиком, да так, что не страшно не жить, не умирать.
Сами тексты очень психологичны, многослойны. Переживаний несравнимо больше действа. Но если все эти рефлексии не донести, получится то самое «ох и долго же она умирает, эта Изольда». Иногда донести удавалось. Когда во втором акте на сцене появляется король Марк, лично я просто таила дыхание. Исполняющий эту роль Виталий Ефанов обладает не только шикарным басом. Он показал такую большую человеческую драму, что не сострадать невозможно его герою, от которого счастье ушло прямо на глазах, он сразу потерял и невесту Изольду, и друга Тристана, и просто веру в людей. А вот веры в Изольду в исполнении Ольги Терентьевой у меня было меньше. Пела здорово, сама красивая, стройная и рыжий парик ей к лицу, но все грани-переходы от девы-воительницы, волшебницы, готовой жестоко отмстить Тристану за смерть жениха, в растопленную от любви девушку, по-моему, не получились. Отношения Тристана и Изольды занимают фактически всю оперу. И надо вывернуть все нутро, но публику удержать. Право, Вагнер того стоит.