Штатный SMM специалист - это должность, которая по идее объединяет в себе задачи:
— стратегия развития социальных аккаунтов проекта
— создание правильного наполнения (контент-менеджмент)
— общение с участниками (комьюнити-менеджмент)
— продажи клиентам в личных сообщениях (иногда)
— проведение активностей (конкурсов)
— взаимодействие с подрядчиками
— аналитика эффективности
Задачи SMM-менеджмента
Понятно, что SMM сам по себе не делается, за этим процессом стоит человек. Называют его по-разному: сммщиком, СММ-менеджером, СММ-специалистом, интернет-маркетологом. Суть от этого не меняется, и задачи в любом случае одинаковые:
- Определиться с целевой аудиторией и изучить ее интересы.
- Провести анализ ниши: на какой площадке лучше продвигать бренд, какими способами и инструментами.
- Добиться увеличения численности аудитории через комплекс мероприятий, куда входят реклама, акции, конкурсы, розыгрыши.
- Работать над созданием имиджа компании: проводить пиар-кампанию, отслеживать обратную связь, устранять негатив.
- Мониторить процесс продвижения: анализ статистики, динамики.
Упростим до 3-х элементов всю работу.
1. Планировать действия по привлечению клиентов из социальных сетей на площадках клиента (стратегия, контент-план, таргетированная реклама)
2. Готовить почву для продаж (возможно, продавать самим в отсутствии менеджера по продажам выделенного на эти задачи)
3. И, собственно, смотреть продалось ли и как сделать больше (отчётность и планирование)
Как стать SMM-специалистом?
Поскольку рассматриваемую специальность правильнее всего было бы охарактеризовать не как узконаправленную, а скорее как широкопрофильную, то знаний и навыков, которыми должен обладать сммщик, требуется немало.
Какими знаниями и навыками должен обладать сммщик?
Понятно, что он должен знать основы маркетинга в первую очередь, но также:
- разбираться в информационных технологиях,
- знать инструменты медийной автоматизации и уметь ими пользоваться,
- знать особенности комьюнити-менеджмента,
- обладать аналитическими способностями,
- разбираться и уметь пользоваться таргетированной и другими видами рекламы,
- иметь коммуникативные навыки,
- уметь налаживать контакты и заинтересовывать,
- быть креативным: уметь создавать увлекательный вирусный контент,
- уметь разрабатывать и применять на практике стратегии для привлечения аудитории из соцсетей на сайт заказчика.
Немаловажными качествами являются самоорганизация и самодисциплина. Если специалисту нужен пинок от начальника, то это плохой специалист. Однако чрезмерная инициатива тоже излишня. Она, как известно, может быть “наказуема”. Тут важно “найти золотую середину”, чтобы не “выгореть”.
Где этому можно обучиться?
Социальному маркетингу можно научиться в специализированных онлайн-школах или на курсах, коих в интернете предостаточно. В отдельной статье мы собрали для вас подборку и обзор лучших курсов по СММ.
Из них можем выделить ТОП-3 лучших:
Варианты, как видно, есть, их много, т. к. прогресс не стоит на месте. Желающим изучить науку остается лишь “засучить рукава” и взяться за дело. Ну а когда “источите зубы об этот гранит”, вы таким же образом и без труда найдете себе занятие по душе в онлайн-пространстве, поскольку это дело современное, актуальное, прибыльное.
Еще есть специалисты более узкой направленности:
Проектные менеджеры - общаются с клиентами и посредничают между специалистами. К слову, иногда уводят ключевых клиентов и открывают свои агентства (ха-ха).
Контент-менеджеры - занимаются наполнением сообществ, пишут тексты, оформляют посты (творят мемасы), отрабатывают негатив.
Таргетологи, они же лидгены - специалисты по таргетированной рекламе, аналитики. Используя рекламные инструменты, приводят клиентов из социальных сетей прямо в лапы клиента.
Две крупные проблемы.
- Низкая компетенция у большей части регионального рынка SMMщиков и их работодателей.
- Много владельцев бизнеса до сих пор не знает, что именно им надо от этого кадра, просто пробуя SMM на зуб
Как стать SMM менеджером: с чего начать
Во-первых, доверять бесплатным тренингам можно, но научиться там работать грамотно с нуля нельзя. Они сами являются первым звеном цепочки продаж вам основного продукта, великой ценности у бесплаток никогда не подразумевается.
Буквальная цель - раскачать вас нереальными благами и трансформацией в светлое будущее, чтобы вы КУПИЛИ обучение.
Собирать инфу по крупицам самостоятельно?
Это реально, но без базы, вы не переварите нужное и не выбросите мусор.
Есть простой рецепт, чтобы начать правильную карьеру, быть в адеквате, получить вектор, не тратить тысячи часов на изучение разрозненных гайдов по всему интернету.
- Заплатить деньги.
- Получить системное нишевое образование.
- Почувствовать жжение в кошельке и жопе.
- Стараться и стать грамотным специалистом.
Нормальное образование - это, когда тебя учат ВСЕЙ логике работы на практике, включая поиск клиентов, ещё и стажировку дают.
Скоро на этом месте опубликую ссылку на полную подборку из 10-ти лучших курсов с системным образованием для начинающих SMM специалистов.
Социальные сети Instagram, VK, FB, одноклассники, youtube
www.canva.com
www.behance.net
www.pinterest.ru
15 полезных инструментов SMM-специалиста
Для эффективной работы специалисту нужны хорошие инструменты.
Можно вести аккаунт в Instagram, пользуясь исключительно возможностями этой социальной сети: ежедневно просматривать 10-15 последних сообщений, в выходные пытаться поймать интернет в лесу, чтобы разместить очередной пост, без устали кликать мышкой, раздавая лайки потенциальным подписчикам. Но гораздо удобнее сложить с себя эти «приятные» обязанности и поручить их различным сервисам. Ниже я поделюсь инструментами SMM-специалиста, которые облегчают жизнь мне и моим коллегам. Рассмотрим их по порядку: от самого начала SMM-работ до получения обратной связи.
1. Майндмэпы
Допустим, у вас магазин музыкальных инструментов, и вы раздумываете, о чем бы вам писать «ВКонтакте». Гораздо удобнее и нагляднее делать это с помощью ментальной карты (или mindmap). Воспользуйтесь бесплатным сервисом Drichard и представьте идеи вот так:
2. Сервис для сокращения ссылок
Если вам не хочется оставлять длинные некрасивые ссылки или Twitter просто не позволяет вам это сделать, можно сократить лишнее в сервисе Bitly. Там же вам расскажут, сколько человек прошли по этой ссылке.
3. Онлайн-дизайн
Может случиться, что дизайнер внезапно заболел, и вам срочно нужно отредактировать картинку, а на компьютере нет ничего, кроме Paint. На помощь придет Pixlr. Этот бесплатный онлайн аналог Photoshop предлагает кучу инструментов, эффектов и фильтров, похожих на те, что знакомы нам по Instagram. Конечно, это не полноценный графический редактор (меньше шрифтов, нет некоторых опций по работе с фигурами, нельзя загрузить psd-файл), но для экстренных случаев годится.
4. Сервисы для конкурсов в соцсетях
Для «ВКонтакте» нам нравится пользоваться сервисами Randompromo и Вконкурс. В первом можно настроить опцию «состоит в группе». Для Facebook подойдет Fanpagekarma. В нем можно сформировать список участников и, присвоив им порядковые номера, определить победителя в сервисе Randstuff.
5. Планировщик для Instagram
У «ВКонтакте» и Facebook есть отложенные записи, а вот Instagram так не умеет. Поэтому отложенные посты мы создаем с помощью Onlypult. Сервис также позволяет с компьютера редактировать уже вышедшие записи. Массовая рассылка от Onlypult идет на английском, но есть техподдержка на русском. Ребята довольно быстро отвечают. Сервис платный.
6. Инструменты для продвижения в Instagram
Масслайкинг и массфоловинг можно автоматизировать с помощью сервисов 1mlnlks и Tooligram. Мы с коллегами пользовались и тем, и другим. Оба сервиса платные, но первым можно пользоваться в два раза дешевле, если вы продвигаете только один аккаунт. Хотя, есть мнение, что второй безопаснее для массовой подписки. В статье моей коллеги Вики можно подробнее прочитать о продвижении в Instagram. 1
7. Сервис для продвижения в соцсетях с помощью репостов
О репостах можно договориться с владельцами групп напрямую. Но «ВКонтакте» ограничивает такой способ продвижения, да и переписка с оплатой могут занимать очень времени. Sociate позволяет подобрать нужное сообщество с целевой аудиторией, разместить в нем пост и оплатить. Деньги автоматически спишутся после выполнения заказа, а сервис предоставит вам скрины размещенных постов и статистику по ним. Пользоваться Sociate можно бесплатно. Правда, есть небольшая комиссия, размер которой зависит от способа оплаты: банковская карта, QIWI-кошелек, «Яндекс.деньги» или Webmoney. Если оплачивать с помощью Webmoney, то комиссия составит 0,8%. Работает для «ВКонтакте» и Instagram.
8. Парсеры для таргетированной рекламы Если вам надоело сливать рекламный бюджет и наполнять группу «молчунами», то парсеры «Церебро таргет» и Pepper Ninja помогут эффективнее настроить рекламу. С их помощью можно выбрать наиболее активных пользователей и показывать рекламу именно им. Можно разыскать свою аудиторию в других группах и продавать свои товары тем, кто скорее всего их купит. Оба сервиса платные.
9. Сервис для отслеживания комментариев Недавно моему коллеге понадобилось оперативно отслеживать комментарии в Instagram. Он нашел сервис под звонким названием Chotam и остался им вполне доволен. «Чотам» отслеживает комментарии в сообществах в Facebook, «ВКонтакте», Instagram и «Одноклассниках» и оперативно направляет их в вашу почту (а также в Telegram – канал или диалог). То есть собирает все в одном месте. Очень удобно, когда вы работаете с несколькими аккаунтами (группами) или с компьютера. Сервис платный.
10. Инструмент для мониторинга социальных сетей Чтобы узнать, что о вас говорят в социальных сетях, удобно пользоваться сервисами мониторинга. Сейчас мы используем Wobot. С его помощью можно настроить мониторинг по городам, отмечать тональность отзывов и собирать статистику. Сервис платный.
Сервис аналитики SMM Анализировать SMM для «ВКонтакте», Facebook, Instagram, Twitter, YouTube и Pinterest можно с помощью Popsters. Сервис позволяет понять пристрастия аудитории и найти наиболее интересный контент. С помощью Popsters можно выбрать лучшие посты в группе (по количеству лайков, комментариев, репостов), оценить вовлеченность у публикаций с разным типом контента (фото, видео, текст) и длиной текста, подобрать наилучшее время для постинга и многое другое. Можно получить статистику любой группы «ВКонтакте» – как вашей, так и чужой. Сервис платный. Не хотите разбираться в соцсетях сами? Напишите нам. Подведём итоги
Для эффективной работы в соцсетях: Рисуем ментальные карты в Drichard
Сокращаем ссылки с помощью Bitly
Обрабатываем картинки в Pixlr
Подводим итоги конкурса с помощью Randompromo, Вконкурс, Fanpagekarma и Randstuff
Планируем отложенные посты через Onlypult
Продвигаемся в Instagram с помощью 1mlnlks и Tooligram
Заказываем репосты в других группах через Sociate, smmplanner.com
Настраиваем таргет с помощью парсеров Церебро таргет и Pepper Ninja
Отслеживаем комментарии в Chotam Мониторим соцсети с помощью Wobot
Анализируем свою работу вместе с Popsters
Хорошо заточенный инструмент значительно облегчает работу и повышает эффективность. Уверены, что и у вас есть на примете удобные и полезные инструменты.
Пишите в комментариях, какие сервисы помогают вам вести социальные сети
Но как оценить работу SMM-щика? Заслуживает ли он эти деньги?
Начнём с KPI — ключевых показателях эффективности. Сложно выбрать KPI, чтобы устраивал и заказчиков и SMM-щиковю. Половину показателей легко хакнуть и некоторые SMM-щики этим пользуются. Часть специалистов не умеет вести переговоры, поэтому они работают с метриками, на которые никак не могут повлиять.
В итоге страдают все. Доверие к SMM-щикам падает, заказчики не хотят идти в SMM, SMMщики работают по два-три месяца на проекте, а затем меняют место работы.
Начните с вопроса: «А что вы хотите?»
Есть мнение, что умные специалисты, перед тем как начать работу, задают вопрос: «Какова цель вашего присутствия в социальных сетях?», а бизнес, как правило, отвечает: «Продажи».
На самом деле всё сложнее. Цель любого бизнеса получить прибыль, это естественно. Но вот что важно осознать «Почему именно социальные сети? И почему именно сейчас?» Ведь есть другие способы рекламировать и продвигать бренд!
Стандартный бриф SMM-агентства выглядит так, будто спрашивают выпускника SMM-факультета, а не собственника бизнеса.
Возьмите этот список вопросов, которые должен понять любой взрослый человек, эти вопросы откроют дорогу к новым вопросам. Так вы получите искренние ответы от собственника бизнеса.
- А опишите как вы видите, что должно происходить в социальных сетях.
- А как это будет влиять на ваш бизнес?
- А сами вы покупали, через социальные сети? А расскажите как это было?
- А опишите своё понимание, как должна строиться наша с вами работа?
- А как я должен перед вами отчитываться?
- А что будет, если ничего не получится, и все усилия и деньги улетят в трубу?
И ещё много других «а как...» и «а что...», но об этом как-нибудь в другой статье.
Заказчикам: если ваш SMM-специалист или агентство не задаёт эти вопросы, это не значит, что перед вами дебил. Раньше он работал по другому, попробуйте ему сами объяснить, что вы хотите. В конце-концов, умение вести переговоры не влияет на профессиональные навыки.
Что на самом деле делает SMM
Глобально SMM делает три вещи:
- Контент.
- Коммуникации.
- Трафик.
Контент. Сммщик отвечает за выпуск и публикацию фотографий, видео, текста. Специалист придумывает что, когда и как сделать и опубликовать контент.
Коммуникации. Люди заходят в социальные сети за общением. Но многие об этом забывают, и начинают публиковать рекламные и репутационные публикации, забивают на общение с пользователями, переводят все запросы «Цена?» и «А можете сделать» в «Позвоните менеджеру по телефону». В эпоху алгоритмических новостных лент выигрывают те сообщества, которые общаются с подписчиками.
Трафик. Трафик это поток потенциальных клиентов – целевой аудитории. Спарсили через Pepper Ninja воронежцев 25-30 лет, настроили таргетированную рекламу. 2000 воронежцев увидело рекламу, 100 кликнуло, 10 оставили контакты. Все люди которые увидели рекламу трафик, 100 человек — конверсии в рекламе, а 10 человек — лиды. Без трафика не будет и продаж.
Продаж нет
Бизнес идет в социальные сети за продажами, но сммщик, команда сммщиков, смм-агентства не могут гарантировать продаж.
На продажи влияет ворох событий и фактов. Люди покупают не из-за SMM, или классного контента, или из-за оптимизации рекламных показов благодаря Кайросу. Люди покупают потому, что убеждены, что им полезен продукт.
Баклан делится кейсом на конференции.
Иногда польза эмоциональна — чувствовать себя богаче или сексуальнее. Иногда польза прагматична — противоударный корпус, или получение новых навыков.
SMM-щики — ищут целевую аудиторию в социальных сетях, рекламируют продукт, обрабатывают все запросы и готовят потенциального клиента к продаже.
Рассмотрим подробнее, что может делать SMM-щик. SMMщики —тактики, они создают контент, отвечают за публикацию, настраивают рекламу, выполняют план продвижения. Опытные SMM-щики могут делать хорошую SMM-стратегию. Стратегия создается с учетом всей маркетинговой и диджитал стратегии бренда.
SMM-стратегия подробный план по достижению каких-либо показателей. Хорошая стратегия, в отличие от плохой постоянно обновляется, с учётом новых данных и действительно приносит результаты. В SMM-стратегию входит и контент-план и медиаплан.
Метрики
Подписчики. Самая распространенная метрика в мире смм. Кажется каждый сммщик проходил этап в своей профессиональной лестнице, когда должен был приводить n-число подписчиков. KPI легко накрутить и взломать. Таких сммщиков искушают ботофермами и накрутками лайков.
Искушения везде
Если в сообществе публикуется интересный подписчикам контент, если в группе налажены процессы общения, то сообщество растет.
Рост охвата. Почти все социальные сети, которые умеют показывать статистику могут показать охват. Охват — это сколько людей увидело ваше сообщества, страницу, аккаунт. На мой взгляд, это один из самых важных показателей для сммщика, который выполняет задачи прямых продаж.
Охват — сколько людей увидело контент в моей личной группе
Чем больше людей увидят коммерческое предложение, тем больше людей дойдёт до конца воронки. Можно бороться за качество охвата, и добиваться роста конверсий из охвата в продажи.
Этот показатель легко хакнуть, достаточно опубликовать несколько десятков постов в день, и охват подскочит в десять раз. Социальные сети, как правило, не учитывают уникальность показов.<
Посещаемость сайта из группы. Отслеживаем клики и дальнейшее поведение из социальных сетей на сайт. Хороший сммщик ведет на сайт целевую, подготовленную аудиторию. С помощью систем аналитики Гугла или Яндекса изучают, сколько времени человек провел на сайте, что видел, что не видел.
К минусам отнесу цену. Затратно вести сообщества в ВКонтакте ради того, чтобы перенаправить поток на сайт. Логичнее собирать и доводить до покупки людей сразу внутри социальной сети.
Достижение целей. Более продвинутый уровень, чем «посещаемость страницы сайта». Сначала принимается решение, что будет конкретной целью. Чаще всего это теплый контакт: емейл или телефон. А потом сммщик выполняет план.
Какие цели можно достигать?
- Заполнение контактной формы: емейлы, телефоны.
- Звонок.
- Обращение в личку.
- Консультации в группе.
- Обращение в личку.
- Скачивание файла.
- Заказ пробника.
- Просмотр определенной страницы.
CPC, CPS. Там, где есть метрика «достижение целей», появляются метрики CPC или CPS.
CPC — стоимость перехода на сайт. CPS — цена за продажу из социальных сетей, её можно рассчитать, если менеджеры по продажам обрабатывают заявки напрямую из социальных сетей, а у компании кроме социальных сетей нет других каналов маркетинга. Подходит для услуг, которые продаются внутри социальной сети. Хорошо работает связка сммщик и менеджер по продажам, которому сммщик передает все заявки.
Для расчета этих показателей, проводят тестовую рекламную кампанию. SMM-щик —создает гипотезу, проводит рекламную кампанию, и отчитывается перед заказчиком. Заказчик читает отчет и принимает решение о работе в социальных сетях.
Рост активного ядра. Активное ядро — это фанаты вашего бренда. Те подписчики, которые постоянно лайкают, оставляют комментарии, делают репосты. Гипотетически это самые лояльные клиенты. В реальности «активное ядро» это показатель для определения полезности контента.
Бренд собирает целевую аудиторию у себя в сообществе. Подписчик видит полезный для него контент, отмечает его. Чем больше релевантного контента, тем больше размер активного ядра.
Стандартные инструменты аналитики в социальных сетях не помогают измерить размер активного ядра. Чтобы его посчитать используют сторонние сервисы, я использую SocialStats или парсеры, если нужно подсчитать активное ядро в сообществе конкурента.
Сервис SocialStats, Активное ядро 70 человек.
Вовлеченность. Интересный показатель для обучающих сообществ и для тех, кто сделал ставку на полезный контент.
Идеально подходит:
- Личному блогу.
- Инфобизнесу.
- Развлекательным сообществам.
- Сообществам по профессиональным интересам.
Рост узнаваемости бренда. Метрика, которая пришла из пиара. Нужно тем брендам, которым важно что, сколько и как о них говорят. Для измерения этого показателя используют инструменты вроде Бренд Аналитикс.
Рост контента генерируемого пользователями. Упрощенная метрика узнаваемости. Для подсчета не нужны специальные сервисы стоимостью пятьдесят тысяч рублей в месяц, достаточно считать разницу хештегов в начале месяца и в конце.
ROI. Самая крутая метрика для серьёзных пацанов. ROI — это возврат инвестиций. Публиковать кейсы с рассказами о двух сотнях регистраций за три дня до фестиваля — круто, но что если этот результат не был выгоден бизнесу? Что если затраты на SMMщика, на контент, на рекламу были больше, чем вся полученная прибыль?
Подытожим
Мы разобрали десять метрик используемых в смм:
- Подписчики.
- Рост охвата.
- Посещаемость сайта из группы.
- Достижение целей.
- CPC, CPS.
- Рост активного ядра сообщества.
- Вовлеченность.
- Рост узнаваемости бренда.
- Рост контента, генерируемого пользователями.
- ROI.
Когда сммщик понимает, почему бизнес хочет работать с социальными сетями, когда понимает как заказчик понимает всю работу с социальными сетями, тогда сммщик может подобрать нужные KPI, объяснить и защитить свое решение.