Найти тему
Le Гамак

Почему номинация "Черной Пантеры" на Оскар – это важно

16 февраля 2018 года стартовал прокат супергеройского фильма “Черная Пантера”, снятый Райаном Куглером. Новый кусочек огромного пазла киновселенной Марвел сразу же вызвал большой резонанс. Единогласное одобрение критиков, хорошие сборы в первый уик-энд. Уж не вспомню как было тогда, но сейчас по данным RottenTomatoes.com у фильма 97% положительных рецензий, при средней оценке 8.3/10. Это самый высоко оценённый кинофильм супергеройской франшизы. За бортом остались и первые “Мстители”, и первый “Железный человек”, и первые “Стражи галактики”. В общем, все с помпезностью приветствовали чернокожего супергероя. Учитывая подобный событийный фон, начались шутки о том, что “Черная Пантера” будет участвовать в оскаровской гонке. Как оказалось, в каждой шутке действительно есть доля правды. Теперь у фильма в активе 7 номинаций: лучшая работа художника-постановщика, лучший саундтрек, лучшая песня (All the Stars), лучший монтаж звука, лучший звук, лучший костюмы, и самая главная – лучший фильм. Такое решение американской киноакадемии вызвало бурю негодования у восточно-европейской аудитории (не будем лукавить – у некоторой части американцев это тоже вызвало противоречивые эмоции). Мало того, сам кинофильм пришелся не по вкусу: 6.5 на российском Кинопоиске против 7.4 на американском IMDb. А оценка среди русскоязычных кинокритиков, по данным kritikanstvo.ru, составляет 64/100, что соответствует статусу “так себе”. Теперь же преобладает мнение, что “Черная Пантера” незаслуженно обзавелась такой почетной номинацией как лучший фильм.

Вообще, в последнее время на просторах СНГ довольно сложные отношения с фильмами не только о расовой дискриминации, но и с участием любых этнических и сексуальных меньшинств. Всё началось, как мне кажется, с того момента, когда в 2017 году Оскара за лучший фильм отхватил не народный любимец “Ла-ла Ленд”, а узко известная драма “Лунный свет”. Да еще и огоньку подлил скандал с ошибкой победителя. В тот раз объявили, что награду уносит мюзикл Дамьена Шазелла, а через минуту выяснилось, что ведущий ошибся и на самом деле премию уносит Барри Дженкинс. Фанаты “Ла-ла Ленда” начали плеваться и плакать. Второпях приходилось гуглить информацию об этом кинофильме. Оказалось, что это “рассказ о жизни афроамериканца Шайрона из Майами, который охватывает три периода его жизни: детство, юность и взрослые годы. Он сталкивается со множеством проблем, проходит через осознание своей гомосексуальности и ищет своё место в мире”. Отечественный интернет тут же взорвался: “на Оскаре одни толерасты”, “осталось снять фильм о чернокожем гее-инвалиде” и т.д. и т.п. С тех пор это прямо-таки отдельный жанр кино для нашего кинозрителя. Эти фильмы никогда не будут рассматривать с точки зрения художественной ценности или других особенностей, а исключительно с позиции толерантности. Прискорбно, что “Лунный свет” попал на растерзание. Будто бы его и не смотрели (хотя почему будто бы?). Фильм далеко не об угнетении, расовой или сексуальной дискриминации. Здесь показано травматическое взросление конкретного человека. Его кожа или сексуальная ориентация не являются прерогативой. В конце концов просто молодой парень Тарелл Элвин МакКрейни, автор сценария, поделился своим сокровенным опытом жизни, своими проблемами. Он, как и герой, является афроамериканцем с нетрадиционной ориентацией. Детство и отрочество так же провел в Майами.

"Лунный свет"
"Лунный свет"

На подобные грабли наступила и “Черная Пантера”. Правда фильм действительно получился не самый лучший, и положительная оценка обусловлено далеко не благодаря художественным качествам. Только вот негативное отношение к нему среди наших соотечественников неправильное. Оно всё так же сосредоточено на аспекте кожи главного героя и составлено как бы в противовес оголтелым западным критикам, лелеющих картину. Другой вопрос, что само существование этого кинофильма и сам факт номинации на лучший фильм – это важно и нужно.

Здесь я хочу обратиться к работе, заслуженной британской исследовальнице кино Лауры Малви, “Визуальное удовольствие” (1975 г.), где она рассматривает кинематограф с позиции феминизма. Опираясь на теории Зигмунда Фрейда и Жака Лакана, Малви утверждает, что “кинематографический аппарат классического голливудского кино неизбежно ставит зрителя в позицию маскулинного субъекта, причем фигура женщины на экране является объектом желания и «мужским взглядом»”. Хочу заметить, что в позицию не просто маскулинного субъекта, а в позицию белого гетеросексуального маскулинного субъекта. Как вам известно, темнокожие были мало представлены в кинематографе. Мало того, что наблюдается дефицит таких персонажей, так еще и они предстают в большинстве случаев далеко не основными героями. Очень редко положительными или лишенными стереотипных окрасов (смешной друг, гангста из гетто и т.д.). Поэтому массовой культуре просто-напросто необходимы фильмы, представленные от лица других людей. Все-таки единственное, что осталось в истории кино, связанного с темнокожими, - это позорный блэкфейс. Блэкфейс — разновидность театрального грима, который использовался комиками для своих шоу и водевилей и представлял собой карикатурное изображение лица чернокожего человека. Впоследствии данное явление перекочевало в кинематограф, где активно использовалось, так как афроамериканцев попросту не подпускали к кино.

Пример блэкфейса
Пример блэкфейса

Да, конечно, такая аргументация мала понятна нашему обществу, ведь мы не так сильно ощущаем проблему расизма. Это не вплетено в нашу культуру. Для нас этот вопрос остро не стоит. Нам стоит рассмотреть положение дел с другой стороны. Как говорила Галина Юзефович, общество сейчас делится на два лагеря: для одних идет “война”, для других – нет. Сказала она это конечно в отношении российского социума, но в нашей ситуации данная аналогия подходит как влитая. Так вот, вопрос следующий: идет война или нет? Для афроамериканцев в сегодняшней Америке – да, для нас, восточных славян, – нет. В подобном ключе сразу можно перестать удивляться некоторым радикальным заявлениям или фильмам (см. Спайк Ли и его “Черный Клановец”). Что темнокожим еще остается делать, если только категоричность решает проблему? “Черная Пантера” по-своему радикальна. Например, в ней почти все персонажи афроамериканцы. А белые если и есть, то это либо жалкие амебы, либо мерзкие бандиты. В отношении остальных фильмов Марвел, где все главные герои (второстепенных НЕ белых героев сможет подсчитать даже человек, взорвавший в руке петарду, – их всего трое) – белые мужчины, – это, мать его, радикально, разве нет?

Персонажи фильмов Марвел уже с учетом "Черной Пантеры"
Персонажи фильмов Марвел уже с учетом "Черной Пантеры"

И к счастью, фильм Райана Куглера отличается и революционностью. Одним из важных пунктов, который нужно выполнить афроамериканской культуре – это стать частью поп-культуры. Масскульт пропитан белой физиономией насквозь. Темнокожим необходимо либо полностью разрушить современную поп-культуру, либо стать её частью - внести вклад и навсегда отпечататься в памяти людей. Конечно, первый вариант невозможен, остается только второй. Благо, что Куглеру хватило таланта создать на экране запоминающегося героя. Так что чествование наградами представителей темнокожих – закономерная вещь. Это действенный способ прописать их в массовой культуре. В конце концов – когда, если не сейчас? Не ждать же им еще 50 лет.

Достижение, читай революционность, фильма “Черная Пантера” заключается в том, что он смог и без того оставить след в этой самой популярной культуре. Ему удалось не просто стать громким событием, но и полюбиться людям, о чем свидетельствуют кассовые сборы на территории Америки – 700 млн. $ . А это, на минуточку, больше, чем даже у “Мстители: Война Бесконечности”. Да и вообще, это самый успешный фильм Марвел в США (в мире – Война Бесконечности). К слову, “Черная Пантера” возглавляла американский бокс-офис на протяжение пяти(!) недель. Номинация на Оскар только закрепляет результат режиссера Райана Куглера и продюсера Кевина Файги. А такие резонансные для общества [и киносообщества] фильмы всегда как раз и получали победу на Оскаре. Вы только не забывайте, что премия Оскар – это не об искусстве.