Найти тему
zorkinadventures

Таджикистан – страна древних иномарок: сюда со всей Европы приезжают умирать старые Opel

На дальнем плане – наш московский Land Rover, а на переднем – классический местный автомобиль-старичок.
На дальнем плане – наш московский Land Rover, а на переднем – классический местный автомобиль-старичок.

Прошлой осенью я оказался в Таджикистане, мы проехали из Душанбе по Памирскому тракту и выехали в Киргизию. Лично я обожаю старые автомобили, почему-то даже больше чем новенькие и пахнущие свежим пластиком (вспоминаю свою ВАЗ 2107 и ГАЗ 3110). В старых машинах – своя романтика: замазанные, заваренные кузова, чем-то замотанные патрубки, перебранные двигатели, десятки раз чищенные жиклеры – и хозяин, который по малейшему кашлю двигателя, по треску стартера способен определить, известную только ему проблему, и отрегулировать все тут же, на месте.
В Таджикистане я наслаждался видом на дорогах: среди гор и голубого неба, десятки старых автомобилей, с достоинством двигающихся куда-то вдаль.

Большинству из этих машин лет по 35, не меньше: они буднично спешат по делам, ничуть не собираясь разваливаться или отправляться на свалку – хозяева-таджики бережно поддерживают их жизнь.

86% процентов ввозимых в Таджикистан машин – немецкие, большинство из них – Opel.
86% процентов ввозимых в Таджикистан машин – немецкие, большинство из них – Opel.

Как рассказал мне один из местных жителей, Айем (на своем Opel Vectra B, 1997 года выпуска он даже как-то ездил в Москву) причина – очень низкие зарплаты и высокие пошлины на автомобили: "Мы народ небогатый, с работой тоже не всем везет, поэтому возможности покупать свежие иномарки, конечно, нет. Я свой Opel знаю, наверное, как своего родственника – где проводка глючит, где тормозная подтекает. Но без машины мне никуда – работаю в Душанбе, а живу за 30 километров от города". Самые ходовые автомобили, по словам Айема , 1993 – 2000 годов. Я почитал статистику: 86% процентов ввозимых в Таджикистан машин – немецкие, большинство из них – Opel.

Еще один Opel (и мы едем впереди).
Еще один Opel (и мы едем впереди).

Правда, недавно в Таджикистане вступил в силу закон: теперь запрещено ввозить в страну автотранспорт, выпущенный до 2005 года. В тоже время снизили налог (на 50%) на ввоз машин-одногодок. Причина: экологический вред, который наносят старые автомобиле местной экологии. "Вопрос в том, кто сможет эти новые машины покупать. Средняя зарплата у моих знакомых-мужчин – где-то 2500 сомони, то есть около 17 000 рублей. Как на эти деньги жить, да еще и купить нормальную иномарку?", – пожимает плечами Айем.
Особенный железный мир жаркой страны, своя экосистема, уже привычный пейзаж: ползут по живописным горным дорогам старенькие иномарки с богатой историей. Как все изменится? Поглядим.

Есть своя история про старый-старый автомобиль? Соберем лучшие: пишете в комментариях или на zoanton@yandex.ru.

Zorkinadventures. Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить свежие публикации!