Продвинутый уровень, часть вторая
Наша жизнь заполнена до отказа многочисленными делами. Они кочуют из плана на день в план на следующий день, копятся, размножаются. Вы не успеваете передохнуть, подумать о важном… и топчитесь на месте.
Как успеть всё?
Начало читайте здесь.
Проблема № 3: огромное количество разных задач в течение дня
У современного человека оперативная память перегружена из-за того, что он пытается впихнуть в один день очень много больших, средних и маленьких дел: купить еду, приготовить ужин, позвонить в химчистку, записаться в парикмахерскую, узнать цены на туры во Вьетнам, поздравить Михаила Александровича и ещё куча дел помимо основной деятельности.
И всё это сразу каждый момент в вашей голове: надо, не забыть, сделать, успеть. Конечно, это вызывает постоянный стресс. Половина дел вы всё-таки забудете сделать. И непременно те, о которых думали особенно активно на протяжении дня – известный закон.
Лайфхак 6: принцип выгрузки
Выписывайте все дела, даже самые мелкие, в ежедневник.
Когда их выпишите, вы, во-первых, услышите, как облегчённо вздохнёт ваш мозг.
Во-вторых, увидите, как эти дела лучше спланировать, чтобы на них ушло минимум времени.
А в-третьих, они будут у вас под рукой. Когда привыкните сверяться со списком, перестанете забывать что-либо.
Добавляйте в список все появляющиеся в течение дня дела. Не держите их в голове, разгружайте её для решения важных задач.
Лайфхак 7: принцип жонглёра
В одном кино мужчину спросили: «Кто Ваша жена?». Он ответил: «Она жонглёр. Она жонглирует кучей разных вопросов, связанных с карьерой, семьёй, хозяйством, детьми, мной, собой – как жонглёр тарелочками. И в этом она виртуоз – ни одна тарелочка не разбилась».
Принцип многозадачности – это принцип жонглёра.
Как он успевает следить за всеми шариками, чтобы они не падали? Ответ: никак. Он не следит за всеми шариками сразу. В конкретный миг он следит только за одним шариком (булавой, тарелочкой). Пока он ловит предмет и подкидывает его снова, всё его внимание лишь на этом предмете.
Делайте то же самое со своими делами: когда идёте за покупками, думайте только о покупках, тогда вы ничего не забудете (лучше составить письменный список заранее) и выйдите из магазина быстрее. Взяли шарик-дело в фокус внимания и не отпускаете его, пока не завершите, не переключаетесь на другие дела.
Попробуйте, даже если вам кажется, что вы Юлий Цезарь, и ваш талант - делать 10 дел одновременно. Фокусировка на одной задаче в один момент позволяет за 15-20 минут расправиться с таким количеством дел, с которым вы обычно справлялись в течение 2-3 часов.
И тут тоже есть психологический момент.
Эффект:
когда вы ставите крыжик напротив дела в списке, а через несколько минут следующий, и следующий, у вас возникает ощущение, что вы сделали массу дел, и уверенность, что успеваете всё. Вы испытываете чувство прогресса – лучшее чувство, которое мотивирует вас на новые достижения.
Плюс, освобождается энергия на оставшиеся дела, и вы легко справляетесь с ними без усталости.
Лайфхак 8: принцип дробления
Разбивайте большое дело на многочисленные маленькие шаги. Приняться за каждый из них проще, чем за один огромный шаг, они понятнее сознанию. И вы не один крыжик поставите в списке дел вечером, а будете ставить множество крыжиков в течение дня, что даст вам дополнительную мотивацию и энергию (см. эффект выше).
Проблема № 4: не все дела из нашего огромного списка ведут нас вперёд
Многие из них тянут назад или заставляют топтаться на месте.
Не будем говорить о сериалах и соцсетях. У нас же продвинутый уровень.
Посмотрите на выписанные в течение нескольких дней списки. Какие дела мешают вам двигаться к цели?
Какие отнимают энергию, создают плохое настроение?
Почему вы всё равно их делаете?
Насколько они необходимы?
А действительно ли вы должны это делать, больше не кому?
Лайфхак 9: принцип Микеланджело – отсекай всё лишнее
Главное – понять, что какие-то дела вас тормозят, сливают ваше время и энергию. Когда вы примите решение покончить с ними, мозг найдёт способы, как это сделать культурно, без ущерба для окружающих.
Например, женщина видит, что мытьё посуды отнимает больше часа от каждого дня. Мытьё посуды – сизифов труд: сколько её ни мой, грязная всё равно появляется и появляется. А этот час-два вы могли бы использовать на дело, приносящее деньги, или на своё развитие. Решите, что для вас важнее, и дайте мозгу найти лучший способ освободить вас от того, что тормозит движение вперёд. Возможно, достаточно поговорить с мужем и решить эту проблему вместе? Ведь есть разные варианты: от покупки посудомоечной машины до распределения этой обязанности между всеми членами семьи.
Останавливайтесь в течение дня, чтобы задать себе вопросы:
– То, чем я занимаюсь прямо сейчас, действительно важно?
– Это дело даёт мне энергию или забирает? Улучшает моё настроение или ухудшает?
Лайфхак 10: принцип приоритетов
Учитесь расставлять приоритеты. Смотрите при этом далеко вперёд, а не себе под нос.
Чтобы чувствовать себя счастливыми, учитесь ставить СВОИ цели на первое место.
Лайфхак 11: принцип "НЕТ"
Итак, вы наблюдали за собой и теперь знаете, какие занятия вас угнетают, блокируют энергию, тормозят. Но как быть, если эти занятия требуют от вас окружающие?
Учитесь говорить нет. Если объяснения нужны, учитесь объяснять так, чтобы вас поняли и не обиделись.
Учитесь не объяснять и не извиняться тогда, когда в этом нет необходимости. Когда вы объясняете, вы сами и окружающие автоматически чувствуют вашу вину. Иногда лучше сказать одно короткое: «НЕТ».
Проблема № 5: наши силы неравномерно распределены во времени
Биоритмы человека имеют высшие точки эффективности и спады в течение дня, недели, месяца, года.
В энергетические пики мы успеваем сделать многое, а в ямах порой не способны на малейшие усилия.
Лайфхак 12: принцип личных биоритмов
Отследите свои биоритмы. Распределяйте нагрузку в течение дня, недели, месяца и даже года: планируйте самые сложные задачи на пиках своей формы, во время спадов выполняйте лёгкую рутину.
А иногда бывает эффективнее поспать или отправиться в отпуск.
Подсказка:
у женщин эффективность отличается в течение месяца в зависимости от фазы менструального цикла. Понаблюдайте за собой 2-3 месяца, записывая в дневник: день цикла, настроение, уровень энергии и количество сделанного за день. Такое наблюдение может многое вам открыть.
Теперь у вас есть 12 лайфхаков, чтобы использовать себя эффективнее:
1. Вставляйте в план дня блоки резерва.
2. Устраняйте прерыватели.
3. Определите вашу эффективную длительность погружения в одну тему, переключайтесь до того, как устанете.
4. Во время перерывов двигайтесь.
5. Во время перерывов отключайтесь от задачи, над которой работаете. И обязательно отходите от компьютера и гаджетов.
6. Выгружайте все дела, которые нужно сделать, в ежедневник.
7. В один момент фокусируйтесь на одном деле.
8. Планируйте одно большое дело, как много маленьких понятных задач.
9. Отсекайте лишние дела.
10. Расставляйте приоритеты.
11. Говорите НЕТ.
12. Планируйте деятельность в соответствии с личными биоритмами.
О первых 5 читайте в первой части статьи.
А что вы делаете, чтобы всё успевать? Поделитесь в комментариях.