"Ва-якhел" 1)
("И собрал")וַיַּקְהֵל :
Первый вопрос: "Зачем так много повторов?" \
Из главы "Трума" известно, всё, что нужно было пожертвовать и сделать для Мишкана. Не достаточно ли было бы просто сказать: "И народ сделал всё, что Творец повелел Моше"? Одно предложение вместо страниц текста. Откуда, к чему они в книге, где как нам говорят, нет ни одной лишней буквы?
Один из ответов, поначалу кажется ещё более непонятным. Всё, что написано в Торе, – для нас сейчас.
И?
Ивритское דבר давар, как упоминалось в 20-й главе, – это и слово, и вещь. И вот он потрясающий смысл казалось бы непонятного ответа.
Проговаривая вслух ещё раз текст о Мишкане, каждый из нас строит Мишкан здесь и сейчас!
В нас самих и в духовных мирах.
"И сказал Моше всей общине сынов Израиля так: "Вот слово/вещь [הדבר hа-давар], которое повелел Б-г сказать: "Возьмите у себя приношение для Б-га, всякий щедрый сердцем принесёт возношение Б-гу: золото, и серебро, и медь; и голубую шерсть, и багряницу [пурпур], и червленицу, и лён, и козью шерсть; и [окрашенные в] красный цвет бараньи шкуры, и шкуры тахашей, и дерево акации; и масло для освещения, и благовонные снадобья для масла помазания и для ароматных воскурений; и камни ониксы и драгоценные камни для эфода и хошена"""(Шмот, 35:4-9).
Поскольку в каждом из нас существуют все перечисленные компоненты, а Тора просит: " всякий щедрый сердцем принесёт возношение Б-гу ", давайте это и сделаем.
Можно заглянуть в 19-ю главу ("Трума") вспомнить символику всех этих компонентов.
Упражнение № 74. (1)
Создать все компоненты Мишкана в себе
ВРЕМЯ РАССЛАБИТЬСЯ. Расслабьтесь.
Построим Ковчег (ארן арон) – сосуд (כלי кли) для заповедей.
Почувствуйте присутствие Творца и Его любовь.
Спросите, где Ковчег во мне?
Найдите его.
Он золотой снаружи и внутри.
Золото (чистота, святость) снаружи – в поступках и на людях.
Золото внутри – наедине с собой.
Но золото всё-таки металл, а металл холоден.
Поэтому посередине (между пластинами золота) Ковчег из дерева – человек должен быть тёплым и иметь возможность расти.
Сочетание этих качеств помогает создать сосуд для заповедей.
Хорошие качества в отношении себя, других людей.
Теплота и Уважение.
Размеры (מידות мидот) Ковчега выражаются нецелыми числами. Это,говорят комментаторы, намёк, что человек должен сокрушить гордыню. Но когда сокрушается гордыня, на смену приходит настоящее ощущение достоинства.
Духовный уровень (כבוד Кавод) и это венец (זר зер)или корона Торы, идущая поверху Ковчега.
Почувствуйте этот уровень.
Шесты (בדים бадим) символизируют постоянную готовность к движению.
Упражнение 74 (2)
ВРЕМЯ РАССЛАБИТЬСЯ . Расслабьтесь.
Мы идём дальше изнутри наружу.
Крышка (כפרת капорет) из золота и два крува (שנים כרבים шнаим крувим).
Это те же крувы, которые охраняют путь дерева жизни (в начале Творения).
Дерево жизни – это Тора.
Мы встречаемся с Творцом между крувами. Крувы (мальчик и девочка) олицетворяют мужское и женское начало в человеке, духовный и материальные мир, Письменную Тору и Устную Тору, две Скрижали: отношения человека с Б-гом и отношения человека с другим человеком и т. д.
Встреча с Творцом посредин, означает, что мы должны быть гармоничны во всех этих действиях, – это то, что Рамбам называет Средний путь.
Найдите этих крувов в себе.
Крувы окружают Ковчег со всех стороню они вышиты на завесе (פרכת парохет), отделяющей Святая Святых (קדש הקדים Кодеш hа-Кадашим ), на покрытии Мишкана сверху, по бокам и сзади.
Упражнение № 74. (3)
ВРЕМЯ РАССЛАБИТЬСЯ. Расслабьтесь.
Почувствуйте присутствие Творца и Его любовь.
Следующим в творении Мишкана (сверху вниз) идёт стол и лишь затем Менора.
Стол (שלחן шульхан) с хлебами с двумя лицевыми сторонами (לחם פנים лехем паним) – это канал материального благополучия внутри нас. Стол сделан из дерева (дающего возможность роста) и увенчан золотой короной (זר זהב зер заhав). Корона символизирует царственность, духовный аристократизм. Именно это является нашим истинным заработком в этом мире. Великие мудрецы, судьи Санhедрина*, были простыми водовозами, лесорубами. А глава Санhедрина раби Йеhуда-hа-Наси, будучи очень богатым человеком, сказал Творцу, умирая: "Ты знаешь, что я ничего не взял для себя".
Форма и расположение хлебов, обращает внимание рав hирш, свидетельствуют о ресурсе индивидуальности вклада и при этом поддержке одним человеком другого.
Найдите этот канал внутри вас. Посмотрите, насколько он чист и абсолютно связан с присутствием Творца?
Насколько мы даём Творцу возможность дать?
Насколько мы всегда чувствуем, что Творец -- Источник нашего материального благополучия, настолько мы будем спокойны.
Если вы чувствуете нервозность по поводу заработка, сфокусируйтесь на этой части и скажите ей, что весь заработок приходит от Творца.
И всё, что вам нужно, Он вам даст.
Дайте ей почувствовать присутствие Творца и Его любовь.
Шесты стола говорят, что и этот канал должен быть мобильным.
Не бойтесь нового, если прежний источник вас уже не удовлетворяет.
Упражнение № 74. Создать все компоненты Мишкана в себе-4
ВРЕМЯ РАССЛАБИТЬСЯ. Расслабьтесь.
Менора (מנרה Менора) – источник интеллектуального и духовного света.
Найдите этот духовный канал внутри самого себя и поделитесь этим свето. И с тёмными участками своей личности, и с другими людьми.
Упражнение № 74. (5)
ВРЕМЯ РАССЛАБИТЬСЯ. Расслабьтесь.
Почувствуйте присутствие Творца и Его любовь.
На Мишкане было четыре покрывала:
- первое – из шкур тахаша – разноцветных шкур животного, сегодня многими считающегося вымершим,
- второе – из красных бараньих шкур,
- третье – из шерсти козлов,
- четвёртое – из 4 разных нитей.
Нити были сделаны из разных материалов. Каждый из материалов олицетворяет либо разные миры:
- лён растительный мир, свойства которого питание и размножение,
- шерсть животный мир,
- цвета символизируют различные силы животного мира.
В покрытиях Мишкана были только эти нити.
6 нитей в покрытиях Мишкана сплетались в одну и 4 таких сплетённых снова в одну. То есть каждая нить покрытия Мишкана состояла из 24 волокон.
Последнее покрытие олицетворяло духовное поднятие их всех на уровень человека.
Другие комментаторы, говоря о шкурах и о шерсти, связывают их с внутренними состояниями человека: тёмная козья шерсть может ассоциироваться как с тёплым присутствуем Творца, защитой, так и с депрессивными состояниями, которые тоже изолируют и "защищают".
Красные кожи – гнев или радость и т. д.
Найдите в себе покрытия шатра.
Упражнение № 74. (6)
ВРЕМЯ РАССЛАБИТЬСЯ. Расслабьтесь.
Почувствуйте присутствие Творца и Его любовь.
Балки – структуры, поддерживающие личность человека в его росте и свежести (дерево), в чистоте и святости (золото).
Стоящие на земле и устремлённые в небо, пишет "Ор hа-Хаим"*, они олицетворяют духовную цель человека – связать материальное более низкое начало с духовным потенциалом и вдохновением.
Что же представляют эти балки внутри человека?
На один из ответов,как мне кажется, намекает их количество. 20 с одной стороны, 20 с другой стороны и восемь с третьей. Итого 48. О 48 путях мудрости говорится в "Пиркей авот" (6:6).
Каждый из этих путей поднимает человека, но только в случае, когда они соединены. А это происходит, когда при соблюдении следующих условий ("путей"):
- постоянная учёба,
- умение эффективно слушать,
- проговаривание вслух,
- понимающее сердце и т .д.
Простое перечисление некоторых сразу указывает, что каждый из этих путей требует отдельного изучения, обдумывания и интеграции.
Мы поговорим о них подробно с разделе "Сфират hа-Омер".
Обратимся к жертвеннику.
Центральная работа Мишкана – места обитания Творца и вашей связи с Ним – это перенаправление и трансформация животных энергий для духовных целей.
Жертвенник – это процесс настоящей тшувы, возращения к тому состоянию, когда каждая часть вашей личности должна оптимально функционировать, будучи связанной со всеми другими частями личности.
Упражнение № 75. Жертвоприношение на жертвеннике Мишкана в нас
ВРЕМЯ РАССЛАБИТЬСЯ. Расслабьтесь.
Почувствуйте присутствие Творца, Его любовь.
Спросите Творца: "Какое животное нужно принести на жертвенник сейчас?" (На нашем внутреннем жертвеннике можно приносить любое животное – кашерное или некашерное, не имеет значения, – ибо они символизируют какие то энергии в нас.)
Спросите, что это животное олицетворяет?
Шхита, ритуальный убой животного – это способность убедить животное служить Творцу. Как только оно соглашается, оно перестаёт существовать только для этого мира и становится связующим звеном между двумя мирами. Энергия этого животного начала при этом тоже меняется.
Почувствуйте это.
Шавуа Тов!
автор текста: р. Ефим Свирский