Вот я пишу тут истории про кредиты. В том числе такие кредиты, которые должникам вернуть будет сложно или почти невозможно.
Не секрет, что в случаях, когда должник перестает платить, банк передает право истребования долга в коллекторское агентство. Многие уже столкнулись с их деятельностью, расцвет которой пришелся на 2010-2014г, когда народ уже успел поднабрать кредитов, и начать допускать просрочки в платежах по долгам.
Из рассказов очевидцев, из статей в том же интернете мы знаем, что коллекторы применяют довольно широкий спектр методов для выбивания долгов. В число которых до недавнего времени входили даже такие, как телефонный террор, угрозы, запугивания, вплоть до угрозы физической расправы над должником и его близкими. Известны случаи поджога двери, оставления вандальных надписей в подъезде должника и так далее.
Поэтому не лишне будет знать, что с 2016 года действует Федеральный Закон №230-ФЗ «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» , который как раз регулирует деятельность коллекторов.
Наиболее интересны те его положения, которые говорят, что нельзя вести переговоры о долге и тем более требовать возврата задолженности ни от кого, кроме самого должника (то есть нельзя названивать и писать родственникам, супругам, детям должника и т.д.). Кроме случаев, когда дожник дал на это письменное согласие банку или коллекторам.
Кроме этого, в законе оговаривается, что нельзя звонить в ночное время, в выходные и праздники, а также запрещено звонить по поводу долга чаще 1 раза в сутки или 2 раз в неделю, или 8 раз в месяц! При этом коллекторы обязаны каждый раз представляться и сообщать свои контактные данные.
Коллекторы и банки не могут обращаться непосредственно к должнику, ели он признан недееспособным, или является инвалидом I группы. Также непосредственно истребовать долги нельзя с несовершеннолетнего.
В Службе судебных приставов создан специальный отдел, который контролирует выполнение положений этого закона. Так что в случае незаконных действий со стороны сотрудников агентства по истребованию долгов, можно обращаться в региональное подразделение Федеральной службы судебных приставов.
Уже есть прецеденты по привлечению к административной ответственности коллекторов за превышение установленного числа звонков и смс должнику.