Найти в Дзене

Три главных праздника древних Афин.

Оглавление

Все античные храмы, украшенные скульптурами знаменитых ваятелей и картинами знаменитых живописцев, были построены не затем, чтобы стоять понапрасну. К ним сходились люди, чтобы чтить богов.

У Афинян в году было около 50 праздников, и занимали они в общей сложности около 100 дней. На праздниках они были не зрителями, а уча­стниками: все представления, даже театральные и хоровые, были, по-современному выражаясь, самодеятельными. Зри­телями считались боги.

Три праздника были главными в афинском году: во-пер­вых, Панафинеи в честь Афины; во-вторых, Анфестерии и Дионисии в честь Диониса; в-третьих, Элевсинии в честь Деметры.

Панафинеи

-2

Панафинеи справлялись в июле, тотчас после жатвы. Это был праздник шествий и состязаний. Шествие шло поблаго­дарить Афину за удачный год и окутать ее статую новым по­крывалом, которое целый год ткали избранные по жребию афинские девушки. Это то самое шествие, которое изображе­но на фризе Парфенона. А состязания были такие же, как в Олимпии и на других играх: бег, скачки, борьба, прыжки, ме­тание копья и диска.

Победители получали большие амфоры с маслом из олив, собранных в священной роще Афины; на амфорах была изображена Афина-Воительница с копьем и щитом. Начинались же состязания факельным бегом: от алта­ря Любви в пригородной роще бегуны эстафетой несли горя­щий факел к алтарю Афины на Акрополе. Говорили, что этот бег учредил когда-то сам Прометей, добыватель огня.

Анфестерии и Дионисии

-3

Анфестерии справлялись в феврале, а Дионисии в марте: первый праздник был проводами мертвого царства зимы, второй — встречей новой весенней жизни. Это тоже были праздники шествий и состязаний, но особенных. Шествия изображали прибытие Диониса, бога плодородия, из замор­ских стран в верные Афины: на Анфестериях он ехал на корабле, поставленном на колеса, а изображал его архонт- жрец в маске, на Дионисиях он следовал посуху с дорожной свитой, а изображала его статуя из городского храма.

Состя­зания на Анфестериях были в выпивке: вскрывали молодое вино, раздавали большие кружки, по трубному сигналу на­чинали взапуски пить, и кто первым допивал, тот получал в награду мех с вином. А состязания на Дионисиях были со­всем другие — на круглой площадке вокруг Дионисова ал­таря пять дней подряд соревновались хоры. В первый день исполняли песнопения, вроде тех, которые слагали Терпандр и Арион, во второй — комедии, в третий, четвертый и пя­тый — трагедии. Каким образом хоры исполняли комедии и трагедии, об этом будет речь на следующих страницах.

Элевсинии

-4

Наконец, Элевсинии справлялись в сентябре, на поворо­те года к зиме, и это был праздник таинственный. Был миф: у богини земли Деметры была дочь Кора, ее похитил в жены подземный бог Аид. Деметра удалилась в город Элевсин (в дне пути от Афин), замкнулась в храме, и земля во всем свете перестала родить плоды.

Боги пожалели ее и разрешили Коре проводить треть года с матерью на земле, треть года с мужем под землей, а треть года — с кем сама захочет; она вы­брала мать, и поэтому в Греции зима короткая, а лето длин­ное. Это значит, говорили греки, что вот так и зерно, уми­рая в земле, возрождается новым колосом; и человек, умирая, хоть не может воскреснуть вновь, но может обрести за гро­бом новую блаженную жизнь, если будет посвящен в тай­ное учение элевсинских жрецов Деметры и Коры.

Элевсинские мистерии
Элевсинские мистерии

Это посвящение и совершалось на Элевсиниях. Объявля­лось священное перемирие, в Элевсин стекались толпы на­рода, из Афин шла процессия и несла закрытый круглый короб, а в нем неведомые священные предметы. Были жер­твоприношения, ночные песни и пляски, посвящаемые по­стились, а потом пили Деметрино питье «кикий» из вина с тертым сыром, крупой и кореньями и входили в храм.

Там перед ними раскрывался заветный короб, показывались и объяснялись священные предметы, а потом каждый произ­носил слова: «Я постился, я пил кикий, я брал из короба, я сделал то, что сделал, я положил обратно в короб» — и счи­тался посвященным. А на другую ночь для тех, кто был по­священ в прежние годы, показывалось еще более таинствен­ное зрелище — сперва мрак и плач со всех сторон, а потом яркий факельный свет и ликование.

Но что это были за свя­щенные предметы и что это было за зрелище, нам неизвес­тно. Об этом всем разрешалось знать и никому не разреша­лось говорить — и действительно, об этом никто не говорил и не писал. А знали все, потому что в элевсинские таинства посвящались даже рабы: перед смертью все равны.

Нажмите на палец!

Подписывайтесь на канал "ИСТОРИЯ ВРЕМЕН И НАРОДОВ".

У нас много интересного и полезного!