Найти тему

Кондукторы высаживают детей, у которых нет денег на оплату проезда. Правы ли они?

С сентября по май новостной портал НГС пестрит заметками, рассказывающими, как очередная безжалостная тетенька-кондуктор выгнала из автобуса ребенка, у которого не было денег на транспортной карте. Сотни разгневанных читателей выражают свое мнение в комментариях. Одни занимают сторону кондуктора, другие заступаются за ребенка. В итоге под статьей разгорается настоящая словесная баталия, в которой каждый остается при своем мнении. Кто же виноват: кондуктор или родители, не пополнившие транспортную карту ребенка? И что в таких ситуациях нужно делать? Расскажу о нюансах подобных историй с позиции кондуктора.

Должностные обязанности

Как и у любого работника, у кондуктора есть должностные обязанности, которые он обязан выполнять. Принятие оплаты за проезд и выдача билетов - его основные задачи. Насколько правильно и оперативно кондуктор справляется с названными обязанностями, проверяют контроллеры. Эти сотрудники автопарка всегда появляются на маршруте неожиданно, дабы застать кондуктора врасплох. Несоответствие суммы, указанной в X-отчете, той сумме, что лежит в кондукторской сумке, наличие безбилетных пассажиров, грязь в салоне - все это причины для составления акта, на основе которого вышестоящие сотрудники "ПАТП" выписывают штраф. Как правило, штраф равняется сумме месячного премирования за выполнение плана. Только представьте: человек весь месяц кропотливо делал план по продаже билетов, а в последний день его оштрафовали за то, что нашли в салоне автобуса одного безбилетного пассажира. Обидно(

-2

Но сейчас не об этом. Взгляните на перечень должностных обязанностей, которые я прикрепила выше. Нашли среди них "бесплатный провоз пассажиров, у которых нет денег"? И не найдете, потому что такое поведение в корне противоречит основной задаче кондуктора. Однако все мы люди и ничто человеческое нам не чуждо. Большая часть кондукторов - женщины, которые склонны сочувствовать и сопереживать другим. Поэтому они на свой страх и риск провозят бесплатно и детей, потерявших деньги или забывших транспортную карту, и ветеранов, оставивших дома документы, подтверждающие их льготный проезд, и других людей, попавших в нестандартные ситуации.

Делать этого не должны, но делают по доброте душевной. И что же получают взамен? Нередко попадаются пассажиры, которые считают, что кондуктор ОБЯЗАН понять их и провезти бесплатно. Это могут быть и хорошо одетые дамы, и прилично выглядящие мужчины. Как правило, ведут себя такие граждане агрессивно и вызывающе, а такое поведение отнюдь не способствует проявлению жалости. Я таких халявщиков просто высаживала на ближайшей остановке, полностью соблюдая должностные инструкции. Встречались такие наглецы и среди детей. Как-то летом один подросток заявил мне, что я обязана провезти его бесплатно, раз он забыл карту школьника дома. Вел он себя по-хамски, а потому мне безумно хотелось выставить его за дверь. Но я вспомнила просьбу начальства и, проигнорировав его поведение, пошла рассчитывать других пассажиров.

Точка зрения руководства "ПАТП"

В свой первый рабочий день в автопарке я проходила инструктаж. Меня ознакомили с правилами первой помощи, моими обязанностями, оборудованием, которым мне предстоит пользоваться. А напоследок попросили быть аккуратнее в ситуациях с безбилетными пассажирами. Когда я попросила объяснений, мне рассказали, что "ПАТП" регулярно получает нагоняи от "ЦУГАЭТ" (Центра управления городским авто-электротранспортом) из-за многочисленных жалоб. Большая часть этих жалоб поступает от родителей, детей которых высадили из автобуса, по причине отсутствия денег для оплаты проезда. Дабы закрыть эту тему, руководство "ПАТП" решило разрешить кондукторам бесплатно провозить детей в таких ситуациях. Однако ответственность за доброту возлагалась на кондуктора, поэтому начальство не приказывало, а лишь просило быть аккуратнее.

Моральная сторона вопроса

Если отбросить все условности (вроде должностных обязанностей и просьб руководства) и посмотреть на ситуацию с точки зрения обычного человека, все окажется безумно просто. Ребенка, оставшегося по какой-то причине без денег на проезд до дома, школы или другого пункта, нужно провезти бесплатно. Если вдруг на маршрут заглянут контроллеры, можно попробовать объяснить ситуацию или заплатить за него из своего кармана. Я с такими ситуациями сталкивалась неоднократно и всегда действовала одинаково: пробивала ребенку билет, вкладывая в кассу свои деньги. Так я была уверена, что контроллерам не к чему будет придраться, а значит, шанс заработать премию в этом месяце у меня останется. Да и ребенок мог спокойно ехать до своей остановки, не переживая, что его высадят раньше.

Но ведь здесь все сугубо индивидуально. Одни, например, не могут пройти мимо бездомного котенка, поэтому забирают его домой и пристраивают в хорошие руки. А другие не испытывают сочувствия, когда высаживают ребенка, у которого нет денег. Пока поведение в таких ситуациях не будет прописано в должностных обязанностях или законодательстве, действиями кондуктора будет руководить совесть. Если она, конечно, есть...

Родителям

Если ваш ребенок хотя бы изредка ездит на общественном транспорте, научите его уважительно вести себя по отношению к старшим. Многие дети не могут попросить об одолжении, они научены лишь приказывать и топать ножками. Кондуктор - абсолютно чужой человек, поэтому он не обязан выслушивать психи и наезды вашего чада. Если уж ребенок попал в ситуацию, когда денег у него нет, а воспользоваться транспортом необходимо, пусть хотя бы ведет себя прилично.

Знаете, что ваше дитятко может потерять деньги или потратить их на чипсы? Тогда снабдите его транспортной картой, баланс которой будете пополнять самостоятельно. Для школьников выпускаются специальные карты, на обратной стороне которых печатаются фотографии их собственников. Наличие снимка позволяет кондуктору вычислять тех, кто ездит по чужим льготным документам, и принимать меры.

И еще одно. Если вы решили, что ваш ребенок уже достаточно взрослый для того, чтобы самостоятельно пользоваться общественным транспортом, расскажите ему, что автобус это не детская комната, в нем нет аниматоров и нянек. И обязательно научите его ориентироваться в пространстве, чтобы проехав свою остановку, он не потерялся.