Мало кто не дивился необычной красоте травы, цветущей, как бы, цветами двух цветов - синим и жёлтым. За такую двойственность, в народе издревле прозвали это растение - Иван да Марья. В научном же названии мужская половина отброшена и трава именуется Марьянником дубравным.
Справедливости ради, надо заметить, что Марьянниками называют целый род растений, имеющих совершенно разные раскраски.
Но почему же Иван и почему Марья? Возможно мы это поймём из преданий.
Часто, на просторах интернета, встречается одна печальная и красивая легенда, в которой говорится о том, что от любви "богини ночи Купальницы" и "бога огня Семаргла" родились брат с сестрой - Купала и Кострома. Однажды Купалу унесла птица смерти Сирин и дети выросли в разлуке, а когда повстречались, не узнали друг друга, полюбили и обвенчались.
Когда же истина открылась, влюблённые решили смыть грех и утопились в реке. После чего появился двуцветный цветок, названный в их честь. Люди же стали праздновать в день рождения близнецов, на день летнего солнцестояния, праздник любви - Купалу, в обрядовости которого хорошо известна роль куклы Костромы. А цветок использовали в Купальских празднованиях, вплетали его в венки и банные веники.
(Очень коротко, в легенде много подробностей).
После крещения Руси, устоявшиеся народные праздники стали подменять христианскими, переименовали и наших близнецов - стал Купала Иваном Купалой (празднование дня Иоанна Предтечи, крестителя Иисуса), Кострому нарекли богородицей Марией (Марьей), а растение стало именоваться "Иван да Марья".
Достоверность легенды не подтверждается ни чем. Ссылок на первоисточники я не нашёл. И могут ли быть эти ссылки, если легенда передавалась из уст в уста? Однако учёные фольклористы не один десяток лет собирают древние предания и скрупулёзно их записывают. Но появилось это "предание", судя по всему, относительно недавно, как и множество других красивых, но художественных, сочинений.
Скажу честно, мне самому очень нравится эта история, особенно рассказанная во всех красках, а не так коротко, как это сделал я. Но у меня нет уверенности в её древности и потому не могу её таковой преподносить. Жаль.
Надеюсь, что кто-нибудь из вас подскажет мне научную работу по этой теме или, хотя бы, художественную книгу века 19-го или начала 20-го, с упоминанием Купальницы, Семаргла, Купалы и Костромы. А может вы знаете автора этого произведения? ))
Добавлю по биологии собственно самого растения.
Травка эта необычная. Есть у неё одно сомнительное свойство - паразитизм. Если выразиться научно, то Марьянник дубравный, как и остальные Марьянники, является полупаразитическим растением. Часть питательных веществ они получают самостоятельно (потому и зелёные, фотосинтезируют), а вот другую часть воруют у соседей, к корням которых присасываются своими корнями.
Это свойство важно знать тем, кто захочет посадить Марьянник на свою клумбу. Трава несомненно красивая и долгоцветущая, но другим растениям рядом с ними придётся тяжко.
Интересно порассуждать, нет ли философского зерна, связи описанной истории, по сути инцеста, и паразитизма растения, олицетворяющего её персонажей?
Что Вы думаете по этому поводу?
Рекомендую статью "Зачем картошка, если есть лопух?"
Если публикация Вам показалась интересной, не сочтите за труд нажать "палец вверх". ))
Подписывайтесь на канал, будут и другие лесные интересности.
Моя страница в Вк https://vk.com/bobkov.andrei