Как известно, этот блокбастер снят помимо участия прочих производилей, так же и при участии канала Россия-1 – а значит, при участии государства. Конечно, я понимаю, у этого канала целевая аудитория довольно специфическая, но при этом весьма обширная, и всё же очень занятно (на самом деле - печально) наблюдать, каким языком этот канал предпочитает общается со своей аудиторией и что собственно думает об этих людях. Не буду рассуждать о программах, составляющих сетку вещания телеканала, где нет ничего лишнего и случайного, где все продумано для достижения конкретных целей – поговорим только про этот фильм.
Говорят, что это произведение – комикс, наш ответ Голливуду. Дескать, даже супостаты признали это и купили права на прокат в Америке (правда в очень ограниченном количестве копий) – умеем же когда хотим и не хуже вовсе ихних «Капитанов Америка»!
Ну нет же! На самом деле, вообще ничего заморского и заимствованного здесь нет. Это всё наше, вытащенное из пыльных сундуков, посконное, родное – что-то вроде лубка (в смысле простовика, отличающегося простотой и доступностью образов) и вертепа (средневекового кукольного театра с сюжетом на классическую религиозную тему: типа как Ирод повелел изничтожить всех младенцев, но один остался, всех спас, а Ирод поплатился за злодеяния жизнью, добро торжествует). Классика. Наша. Своя. Правда, казалось бы, забытая в дремучих веках.
Именно потому, что все так просто и понятно в этом фильме, а сюжет почти библейский (ведь Великая Отечественная война у нас уже практически превращена в культ практически религиозный), зло очевидное, а добро торжествует самым бесстыжим, безапелляционным способом – именно такие колоссальные были сборы в кино. Люди, как и тогда, на базарной площади, подходили к вертепу поржать и одновременно услышать приятную истинку. И используя такой доходчивый язык кино, ну я даже стесняюсь представить, что думает о плебсе наша власть. И это потрясает.
Советская власть тоже мифологизировала свою революцию, пыталась превратить её в религию, но до такого «народного» уровня не доходило дело. Тогда государство придумывало какие-то новые смыслы, сложные образы – было стремление к светлому будущему, к воспитанию новых, прекрасных людей. Сейчас же просто труба – дискурса про будущее просто не существует; мы молимся на предания былых времен, на былых героев – о новых даже не мечтаем.
Кстати, это не первая попытка в кино общаться с народом таким вот языком – начало положил придворный маэстро Никита Михалков в своих вторых «Утомлённых солнцем»: форма такая же, а вот содержание сложноватое у него получилось, перемудрил - потому и не прокатило тогда, провалились фильмы в прокате. Хотя и там были стоящие находки вроде пилота, срущего на врага из кабины летящего самолёта…
Короче, не сочтите меня снобом, но мне кажется такой тон общения государства с народом – оскорбительным слегка. В 21-м таки веке. Неправильным!
Такие дела. ;-)