Найти в Дзене
КилоКниги

Можно ли «Войну и мир» назвать попсой?

Чем отличается «попсовая» литература от великой?

Ответственен ли Толстой за клише в «Войне и мире»?
Ответственен ли Толстой за клише в «Войне и мире»?

Продолжаем обозревать иностранные книжные статьи. На этот раз «Войну и мир» называют поп-книгой. Куда жаловаться?

Дело было так

Журналист Роберт Фиск сокрушается, почему современным писателям не находится места в пантеоне великой литературы.

Есть такая ирландская писательница Мейв Бинчи. Она признанный мастер прозы, ее книги переводятся на многие языки и продаются миллионными тиражами. Писательница прославилась после романа «Зажги грошовую свечу», повествующего о судьбах ирландки и англичанки во Вторую мировую войну. Так вот, ее творчество признают весьма читабельным, но не великим. Улавливаете?

Роберт Фиск, журналист, и Мейв Бинчи, знаменитая ирландская писательница
Роберт Фиск, журналист, и Мейв Бинчи, знаменитая ирландская писательница

Причина несправедливости в том, что тексты Мейв Бинчи приятны для чтения. Они малость философичны и полны клише, поэтому понятны массовому читателю и обращаются без лишней мозговой работы прямо к сердцу читателя. Оттого Бинчи популярна (на Западе) и хорошо продаваема. Но по канонам ее произведения не считаются гениальными.

Другими словами, по мнению автора статьи, сложно быть одновременно и великой книгой, и прибыльной.

Дальше Фиск констатирует, что признанные шедевры сначала тоже были «попсой». «Война и мир» насквозь состоит из штампов. Герои романтизированы, их действия по-театральному выверены и ненатуральны. Неспроста роман-эпопею обожают экранизировать: уже 7 раз!

Другой пример. Диккенс печатался в газетах, был весьма популярным автором, но не великим. Только спустя пару десятилетий его отнесли к культовым английским писателям, а произведения приравняли к книжным жемчужинам.

Постепенно «попсовая» литература становится великой, что обнадеживает книги ирландки Мейв Бинчи. Но кто управляет этими телодвижениями? (Составители школьной программы, преподаватели, журналисты и, как сейчас модно, лидеры мнений — это отдельный разговор).

С другой стороны, если понизить великих Толстого и Диккенса до популярных, будут ли их больше читать? Вопрос — в правильной подаче и соответствующей рекламе этих книг.

Что думаете? Нуждается ли наш Толстой в такой рекламе?

Свои рассуждения Роберт Фиск приводит в Independent.

Читайте в рубрике "обсуждаем зарубежные публикации":
Как высмеивали СССР в комиксах и что об этом думают сейчас
-3