Этот рисунок, равно как и три следующие – 12,13,14 – представляет внутренность Успенского собора с точки зрения от южных ворот.
Подле иконостаса, по левую и правую сторону Царских врат, стоят два хора певчих дьяков.
По правую сторону амвона, к ступеням перед иконостасом, против певчих, приставлены три палоя: два одинаковых имею на себе блюда с крестом, скиптром, цепью и венцем царским; на третьем налое, пониже, стоянец и на нем владомое яблоко или держава.
Патриаршее место находится там же, где ныне, подле праваго переднего столба собора; царское место, с орлом не верху, подле патриаршаго, не много отступя к южным дверям.
Собор наполнен провожатыми Государя и остальным народом.
Но главное действие сосредоточено между четырьмя храмовыми столбами. Здесь, между двумя задними столбами, поставлено чертожное или великое место, о двенадцати ступенях; на нем царский, так называемы Персидский (т.е. присланный из Персии) престол. От чертога до самого иконостаса стоит духовенство.
Рисунок изображает ту минуту священнодействия, когда, на молебне перед литургиею, митрополит Ефрем возлагает на главу Михаила Федоровича царский венец; при ступенях чертожного места находятся по три высших иерарха: они держат принесенныя с налоев два блюда со скиптром и державою.
Внутренность Успенскаго собора изображена на этом рисунке сходно с предыдущим; но самое действие представлено в нескольких последовательных обрядах.
Во первых, Государь стоит во всех знака царскаго достоинства, в венце, с державою и скиптром, почему прежние налои перед иконостасом приняты уже прочь
Далее, протодиакон у амвона возглашает нововенчанному Царю торжественное многолетие; духовенство обратилось в сторону иконостаса с молитвою.
Наконец, в третьих, духовенство подходит к чертожному месту и с земными поклонами поздравляет Государя; со стороны светских сановников начинается тот же самый чин поздравления.
Пространство между храмовых столбов Успенскаго собора, занятое на предыдущих двух рисунках, здесь оставлено открытым, с возвышением чертожнаго места посреди, и на нем государев престол по правую руку, а седалище первосвятителя по левую; отсюда до самых Царских дверей идут в два ряда дороги и пути, по обеим сторонам которых, скамьи для духовенства, от чертога до амвона.
Перед действием, изображенным на рисунке, Государь стоял литургию на своем царском месте, за патриаршим, у правого переднего столба. По причащении духовенства в алтаре и по отверзтии Царских врат, он подошел к ним по особому постланному пути и стал на приготовленном ковре.
Между тем, из северных дверей алтаря, архиепископы и епископы выносят золотое блюдо со священным миром; митрополит Ефрем, в Царских дверях, помазует им приблизившагося Михаила Федоровича, который стоит без регалий; во время миропомазания и причащения, венец держит дядя Царя Иван Никитич Романов, скипетр – княз Дмитрий Тимофеевич Трубецкой, державу – князь Дмитрий Михайлович Пожарский.
В этом рисунке весьма мало отличий от предыдущаго.
По совершении миропомазания, митрополит выносит из алтаря сосуд со Святыми Дарами и в Царских вратах причащает Государя.
Из протодиаконов, на предыдущем рисунке помещенных вдали, один служит здесь при таинстве; архиепископы и епископы держат светильники.
На площади Кремлевской, между соборами, Грановитою и Золотою палатами, расположены треугольником рундуки – деревянные помосты. По ним происходило торжественное шествие Государя, по совершении венчания и помазания в Успенском соборе.
Во первых, при выходе из южных дверей Успенскаго собора; во вторых, привыходе из собора Архангельскаго, и в третьих, при паперти Благовещенскаго собора; наконец Государь представляется уже идущим к Середней лестнице, для входа в Золотую палату.
В означенных трех местах нововенчаннаго осыпает деньгами Федор Иванович Мсиславский, в качестве перваго боярина; мису или блюдо с деньгами держит казначей (после утверждения в этой должности Никифор Васильевич Траханиотов).
После венчания, по возвращении из собора, у Государя был стол в Грановитой палате.
Сам Государь сидел за особым столом под образами, на престоле; воозле царскаго места, с посохом и шапкою, стоял постельничий Константин Иванович Михалков; рядом с ним, за кушаньем смотрел стольник Борис Михайлович Салтыков.
По левую руку от Царя, в так называемом кривом столе, сидело все высшее духовенство, в том числе два митрополита, из которых на рисунке изображен только один; за столом смотрел стольник Василий Иванович Бутурлин. Рисунок, с намерением, рыбами отличасть кушание этого стола от стола светскаго.
По правую сторону, так называемый большой стол, для светских властей – бояр, окольничих, думных людей, которые все, по предварительному приказанию Государя, сидели здесь без соблюдения местнических прав. Распорядителем был стольник князь Юрий Еншин-Сулешев.
Около середняго столба палаты особый стол с винами, сладкими закусками, чашами, кубками и т.д.
Распорядителей стола, стольников, трудно указать на рисунке: памятники письменные говорят, что винами заведывал князь Иван Федорович Троекуров; наливал пить князь Афанасий Васильевич Лобанов-Ростовский; наконец кравчими стояли – Михаил Михайлович Салтыков и Лев Афанасьевич Плещеев.
После осьми-летняго плена у Поляков, митрополит ростовский и ярославский Филарет, родитель царя Михаила Федоровича, получил наконец свободу, в следствие размены польских и русских пленных, совершенной в Вязьме 1 июня 1619 года.
Освобожденный немедленно отправился к Москве; по определению Государя-сына, на пути назначены ему четыре почетные встречи.
Первая встреча, изображенная на рисунке, происходила под городом Можайском, около 10 июня.
С права, на заднем плане, видим с окрестными слободами Можайск, обнесенный стеною, среди которой башня с городскими воротами и на ней резной образ святителя Николая, издревле чтимый в той местности.
Из ворот башни, через ров, выходят по мосту члены почетной встречи; впереди их церковный ход, с местными крестами и образами Можайска, отступивший несколько в строну, чтобы дать место главным лицам, присланным из Москвы.
Это были: архиепископ рязанский и муромский Иосиф, изображенный с крестом в руке, в сопровождении нескольких духовных лиц, с кадилами, священником и посохом; из них памятники называют Печерскаго архимандрита из Нижняго Новгорода и Прилуцкаго игумена.
Рядом с архиепископом, нна коленах, испрашивают благословение у прибывшаго митрополита предводители встречи со стороны светской власти, князь Дмитрий Михайлович Пожарский и окольничий князь Григорий Константинович Волконский.
Митрополит Филарет приближается в сопровождении нескольких иноков в светских лиц, отчасти разделивших с ним заключение, отчасти бывших при размене пленников в Вязьме.
Особо виден польский отряд, в знак почета сопровождавший отца русскаго Государя: Поляки отличаются от прочих и платьем, преимущественно же бритою бородой и усами.
Вдали дорожная повозка митрополита
Здесь, ровно как и в следующем рисунке, живописец, не бывши свидетелем изображаемаго, несколько отступил от исторической верности.
Вторая встреча митрополиту Филарету назначена была. На можайской дороге, в селе Вяземы, за 40 верст от Москвы; но путешественник поворотил с Можайска на Звенигород, и потому здесь, у монастыря св.Саввы Сторожевскаго, встречен был во второй раз – Макарием, архиепископом вологодским и великопермским, Чудовским архимандритом Авраамием, Ипатьевским архимандритом Иосифом, боярином Василием Петровичем Морозовым и думным дворянином Гаврилою Григорьевичем Пушкиным. Третья встреча происходила в действительности на последнем стану, под Москвою, в селе Хорошеве; в ней участвовали Иона, митрополит Сарский и Подонский, Троицкий архимандрит Дионисий, боярин князь Дмитрий Тимофеевич Трубецкой и окольничий Федор Леонтьевич Бутурлин.
Составитель предлежащаго рисунка изобразил вторую (не состоявшуюся) встречу в Вязьме, поместив в ней лица, участвовавшия в Звенигородской встрече; впрочем местность селя Вяземы изображена согласно с действительностью.
Порядок встречи представлен пости одинаково с предыдущим рисунком.
Члены почетной встречи выходят из соборных дверей звенигородскаго монастыря св.Саввы Строжевскаго и спускаются с крутой возвышенности к идущему на поляне митрополиту Филарету.
По порядку живописец поставил эту встречу третьею, тогда как в действительности она была второю; лица, участвовавшия в ней, изображены на предыдущем рисунке, а здесь представлены те, которые на самом деле составляли Хорошевскую встречу (см. описание рисунка 18).
Порядок встречи тот же, какой видим на предыдущих рисунках.
Третья и четвертая встречи митрополиту Филарету соединились одна с другою, или, лучше сказать, от села Хорошева, где он 13 июня стал последним станом, до Москвы продолжался ему непрерывный ряд встреч.
Июня 14, по приказанию Государя, выехали встречать по полоцкой дороге на речку Ходынку: боярин князь Федор Иванович Мстиславский и другие бояре, окольничие,думные люди, стольники, стряпчие и дворяне. Возвращаясь после встречи назад, они нашли Царя уже у речки Пресни, и Мстиславский спрашивал его о здоровье от лица Филарета.
Настоящий рисунок изображает лежащую за Тверскими воротами полоцкую дорогу у Пресни; здесь Михаил Федорович встретил земным поклоном Филарета, как отца своего, и последний отвечал тем же своему сыну, как Государю.
Филарета сопровождают, по прежнему несколько иноков, толпа светских лиц и отряд Поляков.
В стороне от Государя поместился, шествовавший дотоле впереди, церковный ход с соборными образами, крестами, фонарями, светильниками, кадилами и Успенскими хоругвями; здесь все высшия лица московскаго духовенства и митрополит с крестом.
За Государем, бояре и всех чинов люди. Из последних один держит государеву шапку и посох, другие несут многочисленные дары, приготовленные новоприбывшему.
На правой стороне задняго плана, Москва с деревянною стеною Скородома и каменною Белаго города.
Рисунок изображает внутренность Успенскаго собора со стороны западных дверей, против иконостаса.
Посреди двух задних соборных столбов поставлено высокое чертожное место о двенадцати ступенях, на котором справа царский престол, левее два стула с подушками для патриархов, Иерусалимскаго Феофана и новопоставленного Филарета. Из окружающих главный центр действия, особенно привлекают внимание духовные чиновники огненники, числом двенадцать, в багряных одеждах и остроконечных шапках, с булавами в руках.
В 1619 году, 24-е число июня было днем поставления митрополита Филарета во всероссийские патриархи рукою Иерусалимскаго патриарха Феофана. Живописец на одном рисунке изобразил два отдельных действия.
Сперва, перед литургиею, на чертожном месте, патриарх Феофан надевает на главу новонареченного митру, среди окружающаго духовенства и служащих иподьяконов. Михаил Федорович, сообразно годам, протекшим с 1613-го, представлен здесь уже гораздо мужественнее, чем на прежних рисунках.
Во вторых, рисунок выводит обоих патриархов в Царских дворах, с осеняющими свечами.