За время своей эволюции офисы прошли путь от отдельных комнат к полностью открытым пространствам – опенспейс. Однако, последние тенденции говорят о том, что открытость это не всегда хорошо и толкает архитекторов обратно, к возведению стенок. Давайте разберемся, что же происходит в этой области и какие преимущества из этого могут извлечь компании и их сотрудники.
Как все развивалось
Кьюбиклы
Вспомните, как Нео в первый раз увидел агентов и прятался от них в офисе, завязывая шнурки, это и есть планировка кьюбикл. Невысокие перегородки, ограждающие рабочее место каждого сотрудника и служащие для того, чтобы создать хоть какую-то иллюзию приватности. На деле компромисс довольно сомнительный, так как с одной стороны, перегородки ограничивают поле зрения и каждый сотрудник проводит большинство рабочего времени в комнатке размером с туалетную кабинку. С другой, защищенность здесь это только иллюзия, так как в любой момент кто-то подходит и отрывает человека от его дел. В общем, кьюбиклы существовали недолго и их не жалко. На смену им пришли открытые планировки.
Опенспейс
На первый взгляд, решение с открытой планировкой кажется идеальным. Минимум перегородок означают экономию на ремонте, открытость полностью соотносится с последними трендами корпоративной культуры, хаотичность организации пространства способствует "случайным столкновениям", обмену идеями. Кажется, что вот она, идеальная корпоративная среда будущего, способная сделать любую компанию такой же прогрессивной и динамичной, как лучшие стартапы из Долины.
Реальность оказывается, как всегда, более прозаичной. Полное отсутствие приватности и высокий уровень шума увеличивают стресс. Работа превращается в борьбу за сосредоточенности, в которой каждый нежелательный контакт приводит к отвлечению и становится проблемой. Люди закрываются наушниками, а качество коммуникации, вопреки базовой идее, не растет, а заметно падает.
На уровне организации происходит еще более странная вещь – смешиваются активности разных отделов. Рядом друг с другом оказываются продажник, которому нужно постоянно общаться по скайпу, аналитик, которому требуется сосредоточенность и тишина, и руководитель, проводящий конфиденциальные переговоры с партнерами и инвесторами.
Люди начинают искать пути решения, переговоры переносятся в кафе, кто-то остается работать дома, в итоге функция офиса растворяется, создавая вопрос – а зачем вообще компании нужно арендовать столько пространства, если оно работает не эффективно и при этом постоянно генерит затраты.
А нужен ли офис
Забудем на минуту о планировках и уточним, а так ли нужны офисы? Может быть они уже пережиток и нужно действительно разойтись по домам и кафе? Повинуясь инерции и, глядя на графики роста популярности удаленной работы, некоторые компании попробовали кардинально шагнуть в эту сторону.
Не вдаваясь в подробности, просто констатируем, что результат эксперимента оказался отрицательным. Распустить всех по домам и надеяться, что современные средства коммуникации обеспечат такой же уровень вовлеченности и эффективности, как совместная работа в одном пространстве, не сработало. Удаленная работа требует совершенно особенных навыков самоорганизации и взаимодействия, поэтому, примеры компаний типа 37 Signals (разработчик Basecamp, авторы книги Rework, пропагандирующей удаленную работу), пока, к сожалению, скорее исключение из правил.
Однако, отрицательный результат дал одно важное понимание – функция офисов изменилась. Если несколько десятилетий назад офисы были местом, где сотрудники взаимодействовали со средствами производства, вначале станками, затем бумагами и компьютерами, то сейчас основными ценностями стали 1) личное общение между людьми и 2) стимулирование рабочего настроения, мотивация за счет совместной работы в окружении коллег.
Противоречивые требования
Итак, к настоящему моменту мы подошли с набором четких, но частично взаимоисключающих требований к оптимальному офисному пространству:
- не слишком разделенное, чтобы не изолировать людей друг от друга (не комнаты);
- не слишком открытое, чтобы не провоцировать стресс и отвлечение (не опенспейс);
- стимулирующее коммуникацию для обмена идеями и синергии;
- защищающее от чрезмерной коммуникации для сохранения сфокусированности.
Ответ, как ни странно, основывается на том же, что и тренд удаленной работы – отсутствии необходимости сотрудника быть привязанным к конкретному рабочему месту – компьютеру, столу с бумагами, стационарному телефону. Фокус переносится к рабочего места как константы на человека и его активность в конкретный момент времени.
Зная это, мы можем скорректировать условия задачи так: в рамках единого пространства, которое на самом деле может быть достаточно большим, например, этажом, или целым зданием, нам нужно обеспечить разным сотрудникам, оптимальные персонально для них условия, в которых они не мешают друг другу и способствующие взаимодействию тогда, когда оно удобно всем участникам.
Решение уже не выглядит невозможным, по крайней мере, в теории – нам просто нужно создать микс из различных зон для разных сотрудников, добавить места для коллаборации и как-то подружить все это на уровне физического пространства – не надо забывать, что мы по-прежнему говорим о бетонных стенах и довольно негибких интерьерных конструкциях.
Также, нужно учесть, что для одних и тех же людей виды активностей могут меняться в течение дня – сегодня мало кто ведет настолько однообразную деятельность, что весь день делает ровно одно и тоже, отвлекаясь только на обед. Это означает, что одними и теми же местами-функциями в разное время будут пользоваться разные люди. И создает потребность в еще одном слое – управлении загрузкой разных зон.
О том, что получается на практике, вы можете посмотреть на нашем сайте, https://kit.works/ru/.