Пиксель и Zerno.
Когда в Санкт-Петербурге появилась фотогалерея Zerno, её создатели обещали публике не только возможность знакомства с работами фотохудожников первого ряда, но прежде всего смелые творческие эксперименты и неожиданные интерпретации действительности. Мало кто думал, что настолько.
Костяк авторов, который сформировался ещё в период работы фотолофта «Маяк» состоит из числа приверженцев традиционной – «мокрой» фотографии. Казалось, что именно в этой сфере и будет развиваться проект, но всё оказалось куда интереснее.
Зерно - малейшая часть изображения в традиционной фотографии. В цифровом мире его аналогом является пиксель. Казалось бы, в чём тут противоречие? Однако долгое время «цифра» ассоциировалась с чем-то искусственным, мёртвым, жёстким, не поддающимся одушевлению.
Дистанцирование художников, работающих в традиционных техниках, от коллег, освоивших приёмы работы с цифровыми технологиями, уже давно переросло в подсознательное, но вполне стойкое и почти непримиримое.
Тем интереснее, факт равенства самих понятий «пиксель» и «зерно» - отправная точка, единица множества, средоточие смысла и воплощение истины.
Выставка цифровых работ в цитадели традиционных техник на таком фоне уже не кажется противоречием, но безусловно смело.
Урбанизм как среда для экспериментов с эмоциональностью.
Первыми «цифровыми» авторами, которых фотогалерея Zerno представила широкой публике стали Сергей Егоров и Марина Броневич. Их проект «Цифровой урбанизм» собран под кураторством Сергея Щербакова. Что привлекло его внимание в работах молодых петербургских авторов? Возможно, сыграло то, что он и сам постоянно экспериментирует и с формой, и с пространством. Возможно, то, что их работы нивелируют естественные «недостатки» цифры, возвращая зрителю возможность сосредоточиться не на том, как именно созданы изображения, а на смыслах, эмоциях и их интерпретациях.
Свою роль сыграли и Наталья Чеботарёва, Лидия Хайкра и Александр Черногривов, которые принимали участие как в отборе работ, так и в определении развески, что было очевидно трудно.
Общее место.
Современная городская среда давит человека, обедняет его стандартизацией, упрощениями, аскетизмом ритмов, цвета и формы. То, что в прошлом было способом индивидуализации, самовыражения, сегодня превратилось в способ унификации естественного разнообразия самой человеческой души.
Тем интереснее разнообразие.
Проект «Цифровой урбанизм» получился похож на регтайм в стиле Tom Turpin, вроде его «Harlem Rag». Несколько залов вместили совершенно разные по исполнению и настроению серии работ, наглядно демонстрируя широту творческих поисков и техник исполнения.
Здесь серия «Лунатик», отсылающая к мистике разрыва между энергетикой общества и одиночеством личности, эту энергетику питающей.
Здесь «local Framework» - символ фрагментации современных городских ландшафтов, лишающей человека возможности ощутить связанность окружающего мира.
Здесь «Global Worming» с его трансформацией ожидания прямолинейности последовательности: желание - обладание - удовольствие, в кривую, исключающую возможность нахождения равновесия и, как следствие, лишающую покоя и удовлетворения.
С работами Сергея Егорова изображения Марины Броневич не спорят. Они просто срывают ритм. Здесь плоскость, стандарт, правильность взрывают цвет, наслоения объектов и намеренный хаос. Здесь поиск случайной эмоции, как тоска по чувственности, как попытка отыскать в тусклой, предопределённой реальности радость открытия.
И чем случайнее, тем вернее.
За каждой работой есть не только поиск и случай, но и технологии. Часть – приобретённые целенаправленным стремлением изучать уже созданное, часть – созданные самостоятельно, отработанные, доведённые до состояния, когда их уже можно предложить другим.
Artist Talk в исполнении организаторов проекта Zerno уже стали той особенностью, по которой фотогалерею можно идентифицировать как место непохожее на прочие галереи и залы Санкт-Петербурга.
Возможность познакомиться с авторскими методиками, приёмами, вступить, пусть в неравную, дискуссию с художником, попытаться сделать что-то своими руками… Рассеивать зёрна знаний здесь решили твёрдо и принципиально.
Вот и с Сергеем Егоровым и Мариной Броневич так. Их Artist Talk пройдёт 28 февраля с 7 до 9 часов вечера. На встрече авторы покажут модифицированные объективы и необычные способы программной обработки фотографий. Часть фильтров написаны самим Сергеем Егоровым и потому совершенно уникальны.
Выставка «Цифровой урбанизм» продлится до 16 марта 2019.
Вадим Сафонов
_____________________________
Если вы заинтересованы в материалах нашего канала
- подпишитесь на канал "Частная почта" на Яндекс.Дзен
- поделитесь ссылками в социальных сетях
- расскажите друзьям и знакомым