Мышление значительно влияет на жизнь не только отдельного человека, а и всего общества. К сожалению, мышление большинства людей в нашем обществе подвержено порокам, что крайне негативно влияет на их собственную жизнь и на жизнь всего общества.
Одна из главных проблем - это отсутствие адекватности. Дело в том, что восприятие мира человеком всегда в большей или меньшей степени отличается от объективной картины мира. Человек всегда субъективен, и все дело только в соответствии или не соответствии субъективности объективности. У каждого человека своя субъективная картина мира, отличающаяся от объективной. Она формируется и меняется на протяжении всей жизни. В её формировании принимают участие множество факторов: воспитание, образование, окружение, образ жизни, доступность и качество информации. Кроме субъективности она также обладает и неполнотой, поскольку человек не может знать и видеть всё, и какая-то часть информации обязательно ускользнет от него или окажется недоступной. Адекватность мышления состоит в соответствии субъективной картины мира объективной реальности, достаточной для безопасного для человека и его окружения созидательной деятельности, способности прогнозировать последствия своих действий и внешних явлений и процессов, и адекватно на них реагировать.
Адекватность мышления может нарушаться иллюзиями, туннельным и шаблонным мышлением. Иллюзии – это существенные искажения элементов картины мира или образование несуществующих в объективной реальности элементов. Иногда человеку кажется, что всё не так, как на самом деле, или даже он видит то, чего в реальности нет. Иллюзии существенно влияют на адекватность, и при их значительном количестве делают картину мира, а значит человека и его мышление неадекватными. Шаблоны – это стандартные мыслительные действия и реакции на схожие явления и процессы. Шаблоны помогают легче воспринимать действительность, категорируя однотипные явления и процессы. Но только лишь при их адекватности и гибкости. Даже соответствующий реальности шаблон может со временем потерять свою адекватность в следствии изменения объективной реальности, и потребовать его изменения или ликвидации.
Картина мира складывается из информационных элементов – отдельных фактов о событиях и явлениях. Их количеством, качеством и взаимосвязями и определяется мышление человека. Количество и качество информационных элементов во многом зависит от источника. Человеку поступает множество различной информации из различных источников. Эта информация очень разнообразна и часто противоречива. И здесь человек должен отсеять ненужную информацию. В этом процессе решающую роль играют критерии отбора информации и её источников. Информация делится на правдивую, частично правдивую и лживую. Частично правдивая информация сообщает лишь часть правды зачастую оставляя без внимания важные подробности. Проверять информацию лучше всего непосредственно. Но далеко не всегда это возможно. Здесь играет важную роль источник информации. Прежде чем доверится источнику информации следует тщательно его проверить. Следует изучить информацию, которую он предоставляет, опираясь на ту, которую можно проверить непосредственно, и информацию из ранее проверенных надежных источников. Частично правдивую информацию из одного источника можно дополнить информацией из другого, получив более полную и правдивую картину события, явления или процесса. Следует с осторожностью относится к проверке одного источника другим, даже если они внешне не связаны. Информацию следует разделять на правдивую, лживую, неопределенную и незначимую. Неопределенная – информация которую на данный момент невозможно ни опровергнуть не подтвердить. Незначимая – неопределенная информация которая на данный момент не имеет значения для человека и не влияет на его поведение.
Взаимосвязи информационных элементов имеют важнейшее значение для мышления и построения адекватной картины мира. Кроме того, что информационные элементы должны быть правдивы, они должны быть взаимосогласованными, то есть взаимно непротиворечивыми. Элементы должны согласовываться и состыковываться друг с другом, как элементы пазла, формируя целостную и адекватную картину мира. Складывать картину мира необходимо только из проверенных правдивых и непротиворечивых информационных элементов. Элементы этого мировоззренческого пазла могут быть где-то неполны, потому как абсолютно все знать и во всем разбираться нельзя в силу природы человека, но они не должны быть лживыми или противоречивыми. Целостность и непротиворечивость– важнейшие признаки адекватности картины мира. Также соответствие целостной картине мира является ещё одним из критериев определения правдивости информации при невозможности непосредственной проверки. В нынешнем обществе, когда на человека сваливается огромный поток информации, человек необходимо уметь отсеивать ненужную и лживую информацию. Необходимо иметь информационный фильтр, который отсеивает информационный мусор и пропускает действительно важное и ценное. Также необходимо выработать информационный иммунитет, который не позволит человеку поддаться на провокации и последовать за ложными идеями, даже если они популярны и «модны».
Часто критерием оценки информации и её источника является личная эмоциональная оценка. Человек определяет правдивость информации по тому, нравится она или её источник ему или нет. Зачастую, такой человек ищет доводы в пользу своих эмоциональных суждений, при этом подбирая факты под суждения,а не наоборот, как должно быть при разумном и адекватном мышлении. Такой подход является следствием лени, эгоизма и туннельного мышления, и, конечно же, не может привести к построению целостной и адекватной картины мира.
Картина мира имеет определяющие значение для поведения человека и его действий или бездействий. В конечном итоге именно на её основе человек определяет для себя понятия добра и зла. Делать выводы и производить действия надо только на основе проверенной достоверной информации, а не как на основе непроверенных фактов и эмоциональных выводов. Необходимо осознавать мотивы своих действий и поступков, а не тупо автоматически следовать «ритуалам», действовать «как все». Построение целостной и адекватной картины мира и выработка информационного иммунитета наряду с избавлением от пороков является необходимыми условиями развития общества и построение разумного общества.