В социальных сетях существует масса бизнес пабликов, где довольно часто молодые ребятки пишут про то, как создать бизнес-план. Иногда даже предлагаются вполне конкретные, по их мнению, примеры.
Не думаю, что я покрылась махровым опытом в бизнесе, его организации и ведении, но я на собственной шкуре и на ошибках дюжины моих знакомых выучила одно правило:
Пусть ваше чувство наживы и фантазия не отрывают вас от реальности.
Обосную, почему я пришла к подобному выводу.
Бизнес-план питомника на два первых года развития я составляла без малого год. Ребятки, вчера закончившие вуз, посмеялись бы прочитав это. НО! чем больше опыта я получала в данной сфере, чем большее количество питомников и питомниководов я узнавала, их опыт, частями которого каждый из них делился, дабы не выдавать корпоративной тайны, я собирала в пазл...глобальный такой, увлекательный пазл.
Изучение рынка, проектирование построек и самого питомника, все больше повышало планку инвестирования на первые года развития.
Естественно, денег всего мира не хватит человеку, который на начальных этапах создания собственного детища не будет стараться экономно подходить абсолютно к любому этапу. Будь то строительство производственных сооружений, подбор более экономного варианта производства, выбор идеального времени реализации каждого этапа создания.
Мой бизнес-план состоял из нескольких частей и достиг размера более 20 страниц а4.
По образованию я инженер, так что с проектированием сельскохозяйственных сооружений и их реализацией я могла переживать не сильно. Довольно легко, начертив проекты, просчитать объемы требуемых материалов. Естественно, при проектировании подбирались наиболее оптимальные решения в плане цены-качества. Я ходила по всем соседям которые строились, слушала их мнение и выбирала самое адекватное на мой взгляд.
После утверждения проекта, самым нелегким было найти материалы по максимально выгодным ценам. Большую часть строительных материалов я закупала еще зимой, ибо на 20-25% дешевле.
Дерево для дома везли с Костромы, железо и материалы для забора из Калуги, а пеноблоки из глубоко подмосковья. Но время не тянет и при больших объемах с доставкой даже выгодно получилось.
Дальнейшим этапом было планирование работ по производственной базе, по реализации и по трудовым ресурсам. Здесь план конечно нужен, но его особо придерживаться не удастся, слишком много случается переменных.
Если вы вдохновились созданием собственного бизнеса и уже просчитали вероятную прибыль после первого года, как это прописывают в своих примерах юные натуралисты стартапов, то подзакатать губу придется сильно.
Как бы вы не планировали расходы по итогу бизнес плана, уверенно множьте их на два.
Будет много всего, что вы не до учли и вскроется в процессе. И если вы представляете, что реализовав даже скромный объем на первых порах, вы начнете жить сытно и вполне не плохо, есть примерно 70%, что нифига вы все не реализуете, и дай Боже, чтобы ушло хотя бы половина.
Питомник растений в первые два года занимался продажей однолетних растений, пока многолетние растут. Так вот в первый год, мало того, что из-за неполного знания рисков, погоды, рынка и технологии, мы пропустили горячую пору всего лишь на один месяц. Это был очень провальный год. Хотя и удалось заявить себя среди местных малых оптовиков и мелких реализаторов, этого было не достаточно. При том, что усилия по продвижению продаж были предприняты колоссальные.
На следующий год все ошибки были учтены и исправлены, увеличен объем продаж в 10 раз, что все равно оказалось недостаточным.
Только сейчас производство стало более-менее стабильно, от много пришлось отказаться в виду набора опыта.
Прежде чем учиться на собственных ошибках, подстрахуйте себя и поучитесь немного на чужих.
Оптимизировать расходы, производство и собственные планы, настоящий родитель нового проекта будет постоянно. Только так можно создать действительно что-то великолепное.