Мой сын в пятом классе. Русский язык и литература, «мягко говоря», не самые любимые. Думаю, что его "горячо" поддержат и другие ребята. Потому что для большинства нынешних детей чтение и письмо — это огромный труд.
Я бы хотела
· тратить меньше времени на русский язык,
· чтобы уделить побольше внимания литературе,
· и при этом не потерять качество усвоения материала.
Чтобы понять, как заниматься эффективнее, нужно разобраться с тем, что сегодня хотят от школьников разработчики методик и программ, и чего хочу я. И совпадают ли наши цели.
Какие знания по этим предметам нужны детям по мнению Министерства образования?
Удивительно, но в разные периоды ставились разные цели (то шире, то уже). В 1923 - 1927 годах русский язык вообще не изучался.
Очень кратко о целях
(русский язык):
- получение навыков владения письменной и устной речью,
- познавательные и воспитательные цели.
(литература):
- воспитание основ духовно-эстетического восприятия произведений литературы, чувства любви к России к отечественной литературе...
- умение грамотно излагать свои мысли...
Цели у предметов - общие. Значит, их можно объединить. Чем? Сочинением.
Что советует Министерство образования
Посмотрела несколько программ пятого класса по литературе за 5 класс. Там пишут сочинения, в основном, на свободные темы: "Как я провел лето" или "Моя любимая сказка". В программах лишь пара сочинений по произведениям и пара сочинений по картинам.
Если бы мой ребёнок хоть немного любил писать, то можно бы было предложить такие темы:
· «Мир глазами школьного портфеля»,
· «Путешествие Вафли»,
· «Монолог сахарницы».
Интересно и необычно.
Но сына таким "не купишь". Всё равно у него останется горечь от бесцельно потраченных часов. :))
Поэтому будем каждую неделю учиться писать сочинения по литературным произведениям. Но при этом сократим время на отработку правил русского языка в упражнениях, заменив практикой - написание сочинений или изложений.
Наш план занятий на неделю по предметам Русский + Литература
1. Словарные слова.
2. Тесты и упражнения на правила русского языка.
3. Чтение и обсуждение литературного произведения по программе.
4. Сочинение.
Посмотрим, что из этого выйдет.
Почему лучше учить правила на практике (писать сочинения)
Что вижу я:
1. Умение правильно и красиво излагать мысли - это необходимость, не поспоришь.
2. Словарные слова и знаки препинания лучше запоминаются, если их использовать в тексте.
3. Писать сочинения по литературе необходимо для более глубокого понимания каждого произведения, а заодно и для того, чтоб научиться анализировать поступки и чувства героев.
4. Умение понимать, что чувствует другой человек — очень важный жизненный навык.
Как научиться писать сочинения?
В наше время найти информацию очень просто. Помимо пособий и методических рекомендаций в интернете можно найти планы и образцы сочинений. Вот некоторые из них.
Ссылки
1. Как писать по картине (ресурс Инфоурок)
2. Как писать сочинения в разных жанрах (ресурс Урок.рф)
Книги.
1. Тимур Меньшиков. Методика написания сочинения: Учебно-методическое пособие для школьников и абитуриентов.
2. Беднарская Л.Д. Учимся писать сочинение: учебно-методическое пособие.
На этом канале я пишу о своём опыте на семейном обучении и участии в проекте «Школа вне школы» .
я поняла, что:
- "умение учиться" без школы и почти без мамы - вполне реальный навык.
- выучить 1 предмет из школьной программы за 3 недели возможно.