Найти тему
сЧётчик

Рецензия: Эдуард Лимонов, "Священные монстры"

Эдуард Лимонов, "Священные монстры". Издательство "Питер", 2019 год.
Жанр критических, нелицеприятных заметок об известных людях не нов и пользуется спросом у обывателя. Больше всего достаётся политикам (и зачастую поделом), но и деятели культуры - частые герои подобных книг. Узнавать о пороках великих увлекательно и лестно. От подавляющего большинства подобных книг плохо пахнет: от гнилостной "Анти-Ахматовой" Тамары Катаевой до апофеоза конспирологической паранойи - книг Григория Климова, где автор объявляет всех известных людей психически больными, сексуально ненормальными носителями "еврейства". Забавляет не столько некритичность любителей такого чтива, сколько банальность мотивировки - "они вон извращенцы этакие, но мы-то, мы-то - нормальные с вами люди". Мещанская "нормальность" здесь понимается как заурядность и лёгкое слабоумие; но читателю филиппик Климова это отчего-то льстит.

А Лимонову - можно. С точки зрения обывателя он сам - "ненормальный". Оттого его сборник чрезвычайно любопытен. Необязательно, да и невозможно соглашаться с ним во всём, однако можно выудить много интересного, говорящего прежде всего о самом авторе.
Отбывая наказание в Лефортовском СИЗО, Лимонов пишет важную для себя книгу, получившую название «Священные монстры». Это сборник эссе, посвященных героям и злодеям прошлого - от Ленина до Гитлера, от Достоевского до Мисимы. О некоторых людях из этой «неприкосновенной когорты» автор отзывается комплиментарно, причём как всегда это у него бывает - по-лимоновски, с неожиданной стороны (эссе о Бодлере, о Жане Жене). Другим же героям давно минувших лет достаётся от Деда (партийное прозвище Лимонова) по-крупному. От язвительных, иногда поразительно точных, а иногда откровенно брюзгливых характеристик не спастись никому, будь ты хоть сам Лев Толстой. А вот, например, о Булгакове:
. В «Мастере и Маргарите» обыватель с его бутылью подсолнечного масла, с его Жэками и прочей низкой реальностью присоединяется к высокой Истории. К Понтию Пилату и Христу. Ну как же обывателю не любить такую книгу?! Он ее и любит с завидным простецким задором. Хотя если считать по высокому гамбургскому счету, книга получилась вульгарная, базарная, она разит подсолнечным маслом и обывательскими кальсонами. Эти кальсоны и масло преобладают и тянут вниз и Понтия Пилата и Воланда и Христа. С задачей создать шедевр - роман высокого штиля Булгаков не справился.

Спорно? Конечно. Но задача Лимонова сродни базаровской – «сперва нужно место расчистить». Никакого пиетета, никаких панегириков - только кулаками выбивается место в литературе. Он сам такой же "священный монстр", как и герои его книги.

Не знаю, какова читательская судьба этой книги. Надеюсь, хорошая, но, скорее всего, не очень. "Культурный" читатель с ужасом отпрянет, узрев пляски на костях его кумиров. Обыватель обыкновенный, ищущий сальности и самоидентификацию, тоже останется недоволен - Лимонов ему не льстит, напротив - разделывает под орех. Получается книга для всех и для никого.