Как всегда — только личные наблюдения и личное мнение. Не хочется множить стереотипы.
Небольшое введение:
- Кокаин и наркобароны в Колумбии — это как для нас, ну не знаю, водка и медведи на улицах. В стране есть и Маркес, и кофе, и золото индейцев, да даже Шакира и колумбийские сериалы, но за границей с вами будут шутить про то, сколько кило ты вывез, и как ты отстреливаешься от конкурентов. Поэтому хороший тон — покопаться в памяти и вспомнить, что еще вы знаете про Колумбию, а тему кокаина оставить менее тактичным собеседникам.
- Середина 80-х — начало 90-х в Колумбии были, правда, ужасными. Люди боялись выходить на улицу. В отличие от наших 90-х, это время никто не романтизирует, а многие, наоборот, испытывают боль за страну и стыд, что “до такого докатились”. У нас, видимо, другой менталитет — мне в голову не приходят исторические периоды, за которые нам всем дружно было бы стыдно.
В общем, Пабло Эскобар (я сейчас образно, так как наркобаронов было много, просто он самый одиозный) для Колумбии — это что-то вроде Гитлера для Германии. Хотелось бы прославиться чем-то другим. Поэтому здесь не очень однозначно относятся и к романтизации его образа, ко всяким экскурсиям по местам славы и футболочкам с его фото — слишком много людей пострадали. Но непуганые гринго с деньгами едут смотреть страну Пабло, поэтому и футболочки, и экскурсии есть.
Сериал “Наркос” я не хотела смотреть по двум причинам. Во-первых, в моей ситуации казалось, что это какой-то моветон. Во-вторых, очень не хотелось кино про лубочную Колумбию и бравых американских солдат. Ну, знаете, как Голливуд про Россию снимает. Да и Пабло Эскобар всегда казался каким-то полупридуманным персонажем, вроде Че Гевары на футболках.
А потом случайно посмотрела серию в середине сезона. Очнулась, когда сериал посмотрела, биографии изучила, ютуб на предмет документальных видео прошерстила, со всеми возможными свидетелями событий поговорила. Короче, не первый раз в жизни провела масштабное исследование того, что зацепило. Еще и в родной город Эскобара заехала, и рядом с его бывшим домом в гостинице жила. Но это уже случайно получилось, цели другие были. Хороший сериал, в общем.
Теперь подробнее:
- Я поражена, с какой любовью и точностью показана Колумбия. Чтоб они так про Россию когда-нибудь сняли! В Колумбии живут колумбийцы, а не шаблонные куклы, очень точно воспроизведены местные особенности, одежда, машины тех времен, музыка. Тут не только мои ощущения — я читала отзывы колумбийцев, которые писали благодарные отзывы, что показали “их” Колумбию, а не героический эпос. Говорят, воспроизведены такие детали, которые понятны только тем, кто жил в это время. По-моему, для неколумбийских сценаристов и с целевым рынком сериала в США это какое-то нереальная достижение.
- Следующий повод для восторга: все говорят на своих языках. Да, большая часть фильма идет на испанском, причем именно на колумбийском, с характерными выражениями тех мест. Американские герои (по сюжету, в Колумбию прибывают американские агенты по борьбе с наркотиками и пытаются взять ситуацию под контроль) говорят на английском, или, когда совсем припрет, на примитивном испанском. Для всех. непонимающих — субтитры. Единственным неколумбийцем в фильме был, как ни странно, сам Эскобар. Я плохо слышу акценты, но для местных очевидно, что никакой он не “пайса” (житель Медельина). Тем не менее, актер-бразилец так круто сыграл, что претензий к нему никаких нет.
- В сериале нет плохих и хороших. Наоборот, постоянно подчеркивается, что на такой войне правых и победивших нет. Все время ждала подвоха, что американцы пафосно всех победят и будут стоять в белом пальто. Но нет, американские агенты косячат похлеще других, и хотя симпатии зрителей на их стороне, порой мне хотелось хоть немного “клюквы”, и чтобы “хороший” американский агент Пенья уже прекратил пытать людей и предавать близких. Ладно, пара слегка пафосных моментов все же была, но это я очень сильно придираюсь. И они правда фоткались с трупом Эскобара.
- Люди в сериале живые. И наркобаронам, и агентам бывает больно, плохо, страшно. Все регулярно плачут, запивают виски свои беды, срываются, перестают быть крутыми мачо. Никаких стивенов сигалов. Мне это очень важно в фильмах.
- Бережное отношение к сюжету. Да, в начале каждой серии большими буквами написано, что все совпадения случайны, а фильм не документальный. И все же все основные события и участники достоверны. Что-то приукрасили, где-то добавили драматизма, но на фоне безумия реальных событий (как вам: ввести танки в столицу и обстрелять здание главного суда, чтобы уничтожить хранившиеся там улики) понимаешь, что и это тоже могло произойти.
В фильме очень много насилия, чего я вообще не фанат, но, опять-таки, хвала сценаристам, каждая мрачная сцена обоснована и оправдана — это не “Спарта”. А еще говорят, что обстоятельства в сериале очень сильно смягчены, что прототипы героев были куда свирепее и изощреннее. Пугаюсь: куда уж больше, и так я две недели ходила, от людей шарахаясь. И вообще, как везде было страшно жить: и в Майами, и в Боготе, и в Нью-Йорке.
Не решалась долго прочитать отзыв сына Эскобара о сериале — а вдруг скажет , что “все врут”. Но он говорил, в основном, о малозначительных для меня неточностях, вроде “моя бабушка была совсем не такой милой, как ее показывают”. - Женщин в фильме мало, и роли у них, в основном, “прикладные”: любовница, проститутка, жена-утешительница. Феминистка внутри меня возмущается, но, думаю, это тоже действительность тех времен. Бравые мачо (не только нарко) решали все по-мужски, иметь любовницу было чуть-ли не обязанностью, отношение к женщинам — соответствующее. Спасибо и на том, что многие герои советуются с женами и обсуждают проблемы.
- Мое личное впечатление: как грустно было быть богатым в те времена. Ты жжешь миллионы в камине, у тебя десятки слуг и золотой унитаз, но ешь в замызганных ресторанах и дорога к дому вся колдобинах. Чем-то это похоже на наши 90-е: деньги есть, а тратить некуда. Иногда мне казалось, что я сейчас живу в лучших условиях, чем Эскобар.
Интересно, что наши лихие 90-е меня не привлекают совершенно. Ни одного бандитского сериала я не смотрела и “романтика” тех лет не впечатляет. А заокеанские истории всегда влекли. Может, потому что экзотическая местность и совершенно эксцентричный размах происходящего. Волшебные места. Не зря в сериале лейтмотивом идет фраза “Колумбия, страна магического реализма”.