О том, как живут люди в так называемой «серой зоне» Донбассе, линии разграничения, да как её не называй, лучше, наверное, и не знать. У людей, эмоционально восприимчивых от таких историй может ухудшиться самочувствие. И, тем не менее, знать их надо, для лучшего понимания происходящего в регионе ужаса.
Небольшие шахтёрские посёлки и раньше были депрессивными местами, даже в хорошие времена, а с началом украинско-донбасского кризиса и вовсе стали непригодными для жизни, и, тем не менее, люди там живут. Остались старики в основном, кто мог уехать – уехал, но куда ехать бабушке, которой сто лет, или пожилой женщине, у которой на руках лежачий сын, инвалид детства, которому уже 48 лет…
Село Гранитное, находится в Волновахском районе Донбасса. Сколько людей там сейчас проживает - неизвестно. В одном из домов живет бабушка – долгожитель, её возраст – 100 лет. Досматривает её дочь с мужем, им самим уже 80. В доме бедная обстановка, дешевая мебель, купленная еще пол века назад, и холод.
Холод, потому что уголь в шахтерском Донбассе теперь стоит огромных денег, он стал в прямом смысле слова чёрным золотом, запас угля на зиму обойдется в 8 тыс. гривен, пенсия 1500-2000 гривен. Гранитное находится на украинской части Донбасса.
Человек родился во времена гражданской войны прошлого века, пережил Вторую мировую, и доживает свои последние дни во время гражданской войны на Донбассе. И с самого детства всё что он видел – лишь тяжелый труд в промышленном регионе, такой судьбы ни одному врагу не пожелаешь.
Еще хуже обстановка у другой жительницы посёлка, она давно потеряла зрение, а затем и способность самостоятельно передвигаться.
Её редко навешает дочь, сын пьёт, ему не до своей престарелой матери, по сути слепая женщина с ограниченной возможностью передвигаться осталась одна в этой «серой зоне», наедине со своей бедой. Помогают соседи, волонтёры.
В доме сильный запах от импровизированного «туалета» в виде старого стула и ведра под ним, нищета и холод, температура в доме не намного выше, чем на улице…
Если бы не холодильник, купленный еще в 60-е, то глядя на фотоснимки, можно было бы подумать, что сняты они еще во времена той войны…
Холод, сырость и бедность и в доме, где живут пожилая мать со своим сыном, лежачим с детства инвалидом. Сейчас ему 48 и с самых первых дней его жизни она носила его на себе, кормит с ложечки. Носит и сейчас, хоть с каждым днём ей это делать всё труднее.
Уголь и дрова покупать не за что. 1500 гривен пенсия и пособие сына по инвалидности, вот и все средства к существованию этой семьи.
Украинские чиновники часто говорят, как заботятся о таких людях, рассказывают о какой-то европейской помощи, которая им якобы адресуется и поступает, но никто никогда никакой помощи не видел, ни в «серой зоне», ни в целом, в регионе, ни в других регионах Украины, которая всеми силами сейчас показывает, насколько её население сейчас является для этого государства балластом, не нужным балластом.
Гранитное – «серая зона» гражданской войны, но в любом селе любого района Полтавской, Сумской, Харьковской, Черниговской и других областей можно без труда найти людей с аналогичными и историями, живущих в аналогичных условиях.
(с) Все фото взяты с фейсбук-страницы волонтера Сергея Косяка.
Подписывайтесь. Порадуйте автора лайком, и пусть у вас всё будет хорошо!