Реваз был чабаном – как и его отец, и дед, и отец деда. Конечно, цивилизация добралась и до их горного селения: в доме появились телевизор с плоским экраном, компьютер и прочая современная техника. Но овец все равно кому-то нужно пасти. И Реваз из года в год гнал отару на горное пастбище вместе со своим верным псом.
Большому «кавказцу» Казбеку уже исполнилось 10 лет, но он был еще полон сил, очень умён и безгранично предан своему хозяину. Когда чабан устраивал привал, он точно знал: его пес, чутко поводящий ушами и втягивающий носом терпкий горный воздух, учует волка даже за километр.
Вот и сейчас друзья сидели у костра и ужинали. Человек ел шашлык, хлеб и рассыпчатый овечий сыр, а пес – кусочки заботливо нарезанного хозяином сырого мяса из миски.
Реваз продумывал предстоящий длинный переход. Зима обещала быть очень суровой, и старший овчар впервые за много лет дал команду переместить стада с нагорья пониже, в долину.
Наутро чабан погнал свою отару в низину. Уже на самом спуске с горы он решил выбросить давно истрепавшуюся и порядком поднадоевшую старую бурку, верой и правдой прослужившую ему более 10 лет.
На перегон овец ушёл почти весь день. Расположившись на привал в долине, на новом пастбище, уставшего Реваза резко прошиб холодный пот. Только сейчас он понял, что уже несколько часов не видел и не слышал Казбека.
Чабан стал метаться по предгорью, громко выкрикивая имя своего преданного помощника, но четвероногий пастух не откликался. Реваз, надеясь, что собака прибилась к другой отаре, стал опрашивать всех окрестных пастухов. Однако о Казбеке никто ничего не знал, пёс словно в воду канул.
Горю Реваза не было предела, но бросить овец и броситься на поиски он не мог. Да и где было искать верного друга? Горы раскинулись на десятки километров вокруг, и если Казбека растерзали волки, то от него и следа не осталось.
Только весной, когда холода отступили, было принято решение снова перегонять стада к старым пастбищам. На протяжении всего пути Реваз расспрашивал жителей редких аулов, не видели ли они большую кавказскую овчарку. Однако чуда не происходило: никто ничего не знал, ни один горец чужую собаку не встречал.
И вот в одном из селений отчаявшийся чабан даже ушам своим не поверил, когда услышал от местного мальчишки:
— Отец зимой подобрал какого-то пса у горной тропы. Совсем худой он был, на старой бурке лежал, даже встать не мог. Наверное, много дней ничего не ел, только снег лизал. Отец на руках собаку в аул принёс. И бурку взять пришлось – пёс в неё зубами из последних сил вцепился и не отпускал. Ту бурку, наверное, хозяин его потерял, а пёс остался её охранять. И до сих пор никому не отдаёт!
Только тогда Реваз все понял. Для Казбека бурка была неотъемлемой частью хозяина! Четвероногий пастух не знал, что чабан старую одежду просто выбросил, и остался её сторожить. Несмотря на холод и голод он просто не имел права бросить вещь, принадлежащую другу. Ведь пёс был уверен, что хозяин обязательно за ней вернется!
Когда Реваз вбежал во двор дома, где жил мальчик, у него чуть сердце не остановилось от счастья. Под навесом лежал верный Казбек, а под ним – вконец свалявшаяся, разошедшаяся по швам, но несмотря ни на что охраняемая им старая бурка.
Ну, скажите, разве есть на свете хоть одно существо более преданное, чем собака?
Вам также могут понравиться рассказы:
Как собака кормила хозяина, слoмавшего ногу
Как наш пес помог коту завоевать даму сердца
Как кошачья любовь помирила хозяев