Все мы прекрасно знаем что такое железный занавес, и с чем его едят. Но давайте посмотрим на его историю.
Впервые словосочетание "железный занавес" употребил писатель Герберт Уэллс в книге "Пища богов"(1904 год). В книге выражение используется для описания принуждения к конфиденциальности.
После Октябрьской революции 1917 года философ В. Розанов в книге "Апокалипсис нашего времени" сравнил революцию как факт установления советской власти с театральным действием.
С лязгом, скрипом, визгом опускается над Русской Историей железный занавес
— Представление окончилось.
Публика встала.
— Пора надевать шубы и возвращаться домой.
Оглянулись.
Но ни шуб, ни домов не оказалось.
Именно во времена Гражданской войны Советская Россия начала отгораживаться от мира. Или же мир начал отгораживаться от Советской России? В 1919 году премьер-министр Ж. Клемансо на Парижской мирной конференции в своей речи произнёс фразу:
Мы желаем поставить вокруг большевизма железный занавес, который помешает ему разрушить цивилизованную Европу
Да, к началу 30-х годов можно было заметить как СССР постепенно стремился к самоизоляции. Причиной можно посчитать то, что в политике внутреннего развития СССР была заложена изоляция, т.е. Советский Союз надеялся внутренне развиваться в независимости от внешних факторов. Многие лидеры западных стран считали, что СССР долго не просуществует. Эта точка зрения у них не изменилась ещё с Октябрьской революции. Правда, тогда говорилось, что новое правительство не продержится и 3 месяца.
Правда все лидеры и эксперты просчитались. СССР не только не развалился под давлением Гражданской войны, но и стремительными темпами стал развиваться. СССР в достаточно высоком темпе начитает реализовывать ряд реформ. Индустриализация, коллективизация, коренизация, ликбез, НЭП. Реформы затрагивают не только производство, торговлю, экономику, но и жизнь людей. Всё это не могло не тревожить США и Великобританию, так как вскоре на мировой арене мог появиться ещё один весьма сильный игрок. Руководство СССР, подливая масла в огонь, приглашало многих интеллигентов из заграницы, и показывало как же хорошо жить в Советском Союзе. Но в США конечно же не спали. Машина пропаганды работала как часы.
Джон Стейнбек на страницах своей книги "Русский дневник" описывал пару диалогов с людьми после того как стало известно, что автор едет в Россию. Вот один из них:
– Они будут измываться над вами, вот что! Они просто бросят вас в какую-нибудь ужасную тюрьму, будут мучить вас, будут выкручивать вам руки, будут морить вас голодом, пока вы не скажете все, что им нужно.
– Но почему? Чего ради? Зачем это им? – поинтересовались мы.
– Да они со всеми так поступают, – ответил джентльмен. – Я сам недавно читал об этом в какой-то книге.
Идея железного занавеса очень стала популярна и в конце Великой Отечественной войны. Особенно эту идею любили использовать в фашистской Германии в качестве пропаганды. Й. Геббельс был одним из популяризаторов. Так он публикует в газете Das Reich статью «Das Jahr 2000» (200 год) в которой ответственно заявляет, что после победы Германии над СССР отгородит всю Восточную и Юго-Восточную Европу железным занавесом. Статья была опубликована 23 февраля 1945 года. Ещё один случай употребления выражения «железный занавес» в нацистской Германии зарегистрирован 2 мая 1945 года. Тогда бои шли уже в Берлине, и министр иностранных дел Третьего Рейха Шверин фон Крозиг заявил по радио:
По улицам ещё не оккупированной части Германии поток отчаявшихся и голодных людей, преследуемых истребителями-бомбардировщиками, стремится на запад. Они бегут от неописуемого ужаса. С востока надвигается железный занавес, за которым творится невидимое миром разорение.
Ну и нынешнее понятие словосочетание "железный занавес" обрёл в Фултонской речи У. Черчилля, которую он произнёс 5 марта 1946 года.
От Штеттина на Балтике до Триеста на Адриатике, через весь континент, был опущен "железный занавес". За этой линией располагаются все столицы древних государств Центральной и Восточной Европы: Берлин, Варшава, Прага, Вена, Будапешт, Белград, Бухарест и София, все эти знаменитые города с населением вокруг них находятся в том, что я должен назвать советской сферой, и все они, в той или иной форме, объекты не только советского влияния, но и очень высокого, а в некоторых случаях и растущего контроля со стороны Москвы… Коммунистические партии, которые были очень маленькими во всех этих восточноевропейских государствах, были выращены до положения и силы, значительно превосходящих их численность, и они стараются достичь во всем тоталитарного контроля.
Кстати именно эту речь в СССР посчитали объявлением холодной войны.
Спасибо, Дорогой читатель, за внимание.
Понравилась статья? Подписывайся, и ставь палец вверх.