Гендель был одним из величайших органистов своей эпохи. Играл он обычно в театральном зале Ковент-Гардена, импровизируя в антрактах между исполнением отдельных частей своих ораторий. Эти импровизации, блестящие, темпераментные, очень нравились широкой публике. По свидетельству современника, "когда Гендель приступал к игре— воцарялась тишина, все сидели затаив дыхание, и, казалось, замирала сама жизнь". Из этих праздничных и общедоступных импровизаций возникли органные концерты, лучшие из которых были изданы в двух сборниках под опусами 4 и 7, по шесть концертов в каждом. Именно с этими произведениями Гендель выступал перед большой концертной аудиторией, играя органные концерты или руководя исполнением concerto grosso в тот же вечер, когда исполнялась та или иная его оратория.
Музыка этих концертов имеет характер энергичный, оживленный, жизнерадостный, как и характер самого композитора, но в то же время с изящно очерченными мелодиями, лирическими медленными частями, яркими контрастами и изобилием танцевальных ритмов. Это великолепные «музыкальные панно» XVIII столетия, радующие слух своею красотой.
И для самого Генделя, и для публики, особенно если он сам импровизировал на органе, концерты звучали музыкой большого плана, крупного штриха, ярко динамичной, поэтической, оттеняемой сильными контрастами между частями цикла.
Вероятно, в процессе сочинения концертов авторская импровизация тоже имела место. Во всяком случае, записывая концерты для органа, Гендель помечал места для возможной импровизации. Тут могли внезапно возникать и заранее не предусмотренные самозаимствования: характер образов, уже созданных и всплывших в памяти, вдруг «подходил» к общему замыслу цикла.
Гендель прежде всего — гениальный мелодист. Его поэтические музыкальные творения не только рассказывают, но и доказывают — страстно, «ясно и отчетливо». Не случайно сказал сам Гендель однажды: «Я хотел сделать своих слушателей лучшими людьми» («Ich wunschte sie besser zu machen»). На языке музыкальных образов он говорил с людьми, очень многими людьми. И главным «орудием речи» была для него мелодия.
Сегодня, 23 февраля, исполняется 334 года со дня рождения Георга Фридриха Генделя.