(2001, США. Сериал, 8 сезонов)
(В данном обзоре рассматривается лишь классический сериал, без дополнительных сезонов, TV-полнометражки "Искупление" и спин-оффа "Наследие")
Би-ип! 05:13:46
Би-ип! 05:13:47
Би-ип! 05:13:48...
- Джек, прием! Слушай, нам тут позвонили террористы и сказали, что они взорвут Вашингтон, если мы не...
- Короче, что мне делать, Хлоя?
- Они хотят, чтобы ты пристрелил директора нашего Агенства, отрезал ему голову, приклеил её на капот машины, доехал так до Белого дома, затем пробрался туда под видом лабрадора президента, сфотографировал, как президент трахает свою секретаршу, и выкрал чемоданчик с ядерными кодами.
- И это всё?
- Нет, не всё. Ещё они хотят, чтобы ты показал из окна Овального кабинета свою голую задницу, на которой будет написано зеленым фломастером "Свободу узникам Гуантанамо!".
- Да они что, издеваются?! Где я найду в Белом доме зеленый фломастер?!
- Я уже позаботилась об этом, Джек. Ты пронесёшь его с собой в капсуле для ректальной транспортировки шпионского оборудования. Там же будут лежать твои пистолет, кредитка и противогаз. Так, на всякий случай.
- Ты умница, Хлоя! Что бы я без тебя делал. Ну ладно, если это всё, тогда я пошёл работать. Не звони мне в ближайшие полчаса, а то меня раскроют. Сама понимаешь, лабрадор, говорящий по мобильнику в Белом доме, выглядит подозрительно. И напоследок одна просьба, Хлоя.
- Я слушаю, Джек.
- Когда террористы позвонят снова, передай им, что скоро я их всех найду и зверски убью! Потому что когда меня вынуждают расчехлять и задействовать ректальную капсулу, это становится вопросом не государственной безопасности, а личной мести. До связи, Хлоя.
- До связи, Джек. Передавай привет президенту.
- Да пошел он к такой-то матери! Я за него не голосовал! Но я всё равно спасу его, потому что работа у нас такая...
Би-ип! 05:15:03
Би-ип! 05:15:04
Би-ип! 05:15:05...
Занимательная математика: за без малого 200 серий этой телесаги перед глазами зрителя пролетают всего-навсего... 8 суток из жизни главного героя! То есть аккурат одни сутки за сезон. А в 24-серийном сезоне каждый эпизод описывает лишь один час текущих событий, разделенных на несколько параллельных сюжетных линий. В этом фирменном формате "24 часа" и шпарили на протяжении всех 2000-х, став в итоге одним из самых мощных сериалов-наркотиков, на которые подсаживался нынешний зритель.
Подача сюжета с нервозно пикающим таймером была помножена на форсированный экшен-триллер и давала на выходе такой безудержный драйв, которым не могут похвастаться даже многие породистые кинобоевики. Ещё один здешний авторский приём, которым зрителя крепко подсаживают "на иглу" - трехслойная интрига. Её тоже дробили чётко по сериям, и по завершении восьмого эпизода непременно выяснялось, что обычная погоня, в которую оперативник Джек Бауэр ввязался поначалу, вывела его на новый, более высокий уровень террористического заговора. А в шестнадцатой серии, перед финишным витком сюжета, вскрывалась и вовсе какая-нибудь шокирующая правда, поскольку своих героев авторы "24 часов" щадили ещё меньше, чем Джордж Мартин - своих.
Ну и как не высказать респектоуважуху Киферу Сазерленду, который до той поры числился в Голливуде актёром довольно среднего пошиба (да и нынче не особо-то востребован). И на котором, в отличие от его гораздо более талантливого отца Дональда, природа, похоже, отдохнула. Впрочем, так только казалось. Просто Кифер долго стрелял навскидку и мазал, а тут наконец-то хорошенько прицелился и угодил точно в свой коронный образ. Оперативник-контртеррорист Джек Бауэр в исполнении Сазерленда-младшего вышел гораздо выразительнее своего киноэкранного собрата по духу Джейсона Борна. Тем более, что за всю пятисерийную Борниану её герою досталось на орехи куда меньше, чем Бауэр огребал лишь за одни сюжетные сутки в отдельно взятом сезоне. Оглядываясь назад и вспоминая, каким только издевательствам не подвергался Джек за свою двухсотсерийную эпопею, не можешь даже вспомнить другого подобного ему "великомученика" среди героев боевиков и триллеров.
Хотя Бауэр и сам в долгу не оставался, воздавая за все свои страдания своим врагам в многократном объеме. И если в первом сезоне он ещё более-менее похож на типичного киношного слугу закона, то начиная с первой серии второго сезона нам показывают уже сущего монстра, в буквальном смысле слова отрезающего человеку голову во имя безопасности своей страны. Причем, что важно, характер самого героя за личиной контртеррористического чудовища тоже не пропадал. Несмотря на тотальный цейтнот, в котором работал Джек, авторы никогда не забывали, что у него есть семья, личная жизнь, политические убеждения и прочее, что делает героя боевика сложным, интересным и достойным нашего сопереживания. А уж за Бауэра-то его поклонники испереживались так, что озолотили не одного аптекаря, продававшего им все эти годы валерьянку оптовыми партиями.
***
В общем, почти идеальный образец драматического боевика, пусть даже в формате телесериала. И вдобавок с культовым героем, чье имя стало в 2000-х почти таким же нарицательным, как имя какого-нибудь Джеймса Бонда или Джона Рэмбо. Жаль только, что после закрытия "24 часов" Кифер Сазерленд вновь резко ушёл в тень и пропал с радаров, начав сниматься чёрт знает в чём, но только не в кино- и телепроектах первой величины. А его вакантное место на поле шпионских сериалов вскоре заняла шизофреничка Кэри Метисон (Клэр Дэйнс, "Родина") - тоже своеобразная особа, вот только мелодраматизм в её истории хлещет аж через край. Чего нельзя сказать о Бауэре, которому разводить сопли и тратить время на душевное самокопание было попросту некогда. Вот почему "24 часа" мне всегда и нравились, тогда как ваша хвалёная "Родина" опостылела уже после третьего сезона и досматривать её у меня нет ни малейшей охоты.