Найти тему
Эссе Рахманов Ерлан

Отрывок из моей книги "Мышление поколения Х. Жизнь без иллюзий" посвященный значению правил в нашей жизни

Оглавление

Планирование алгоритма, формулировка правил и создание механизмов по предотвращению ошибок.

Поступайте так, чтобы любой ваш поступок

мог быть возведён во всеобщее правило.

Иммануил Кант

Как мы ранее отметили, на каждом из шести уровней потребностей происходит постановка целей и задач, которые определяются на базе таких ключевых видов деятельности, как самовыражение, самоактуализация и уход за предпосылками.

После постановки целей и задач человек переходит на следующий уровень. Этот уровень формируется ответами на вопрос: «Как это сделать?» – что, по сути, сводится к формулировке алгоритма действий, то есть определению ряда последовательных шагов, приводящих к нужному результату, который в конечном итоге удовлетворяет определенную потребность.

В настоящее время информация о моделях алгоритмов в изобилии представлена в Интернет-пространстве, на эту тему написано достаточное большое количество статьей.

Можно отметить так называемые блок-схемы, которые наглядно демонстрируют порядок и последовательность выполнения действий. К сожалению, несмотря на простоту и наглядность этих блок-схем, многие люди зачастую проводят время в суете, совершая хаотичные поступки, так и не удосуживаясь определить алгоритм своих действий.

В различных трудах по психологии, посвященных саморазвитию, декларируют необходимость совершать конкретные и решительные действия, не расшифровывая, что под этим понимается навык составления алгоритмов, которыми руководствуется человек при достижении своей цели.

Освоив умение составлять алгоритмы действий, ведущих к реализации целей, человек задумывается о правилах. Чаще всего это происходит по причине большого количества ошибок, совершённых при действиях по алгоритму. Происходит неэффективное использование ресурсов, наступает ущерб от досадных ошибок во время выполнения алгоритма. Человек оказывается перед необходимостью решения всех этих проблем, а затем в силу вышеперечисленных обстоятельств приходит к выводу, что при каждом шаге алгоритма нужно задавать вопрос: «Как это сделать правильно? Как выполнить этот шаг алгоритма правильно?»

Полученные ответы формулируются в правила, которые структурно можно представить следующими элементами:

Первый элемент – шаг алгоритма.

Второй элемент – ситуация, в которой происходит выполнение шага.

Третий элемент – правило, определяющее правильный, или другими словами – «нормальный», способ выполнения шага алгоритма.

При составлении правил изначально нужно определять нормальный способ реализации шага алгоритма. В данном случае под словом «нормальный» следует понимать способ реализации шага алгоритма, который соответствует общепринятой практике применения. Данное определение слова «нормальный» указывает нам на связь алгоритмов и правил с опытом, который представляет собой совокупность знаний и умений, вынесенных из жизни и практической деятельности. Следовательно, правила по своей природе – это сгусток опыта в том смысле, что люди путем проб и ошибок, реализуя алгоритмы действий, получают знания о том, как эти шаги алгоритмов правильно выполнять.

В результате того, что эти правила были проверены на практике и доказали свою правоту, они стали применяться повсеместно, тем самым обрели такой признак, как общепринятость. В последствии эти общепринятые правила, имеющие в своей основе опыт, стали восприниматься как нормальный способ выполнения алгоритма действий.

Недаром зрелые люди не жалеют времени на детальное изучение правил поведения, так как они понимают, что за этими выработанными правилами стоит огромная череда проб и ошибок, совершенных их предшественниками, в результате чего сформировалось опытное знание того, как следует правильно, нормально выполнять эти действия.

В поведении людей молодого возраста часто можно наблюдать стремление к познанию путём проб и ошибок, так как юным свойственно пренебрежение к опыту прошлых поколений. И наоборот, чем старше становится человек и более зрелым, тем больше времени он посвящает изучению опыта предшественников.

Опытное знание позволяет нам экономить время и усилия, не изобретать велосипед. Возможно, недостаток интереса людей к изучению правил вызвано небольшим количеством информации о природе правил, о причинах их появления. Достаточно большую лепту в невежество людей в этом вопросе вносит уменьшение роли семьи в жизни человека, отсутствие преемственности поколений, а также научно-технический прогресс. Все эти факторы не формируют в человеке понимания ценности опыта, а современные книги и статьи трубят об инновациях, о радикальных переменах, поэтому люди в стремлении к новому отбрасывают весь накопленный многими поколениями опыт. Можно констатировать, что сегодня в мире происходит общее снижение культуры населения, так как в основе культуры лежит опытное знание, шаблоны, состоящие из правил и алгоритмов. Темп жизни современного человека настолько высок, что уже не остается времени для размышлений и самоанализа. Человек проводит много времени в суете, которая усугубляется тем, что, не вникая в правила и в алгоритмы своей деятельности, человек вынужден расхлебывать проблемы, возникающие по причине его низкой не только рабочей культуры, но и культуры во всех других аспектах жизни (принятии пищи, физической культуре и т.п.). И как результат, несмотря на «героические» потуги и энергичную деятельность в суете, многие люди так и не добиваются существенных успехов в жизни. Эти люди полагаются на свою молодость и кипучую энергию, рассчитывая штурмом и сверхусилиями добиваться нужных результатов.

С возрастом человек приходит к мысли, что нужно менять шкалу ценностей, выдвигая вперед в качестве приоритетной ценности не результат, а качество, профессионализм своих действий, основу которых составляет опытное знание в форме шаблонов правил и алгоритмов.

Что можно посоветовать человеку, который, поставив цель, изо всех сил рвется к результату? Изучить опыт других людей, причем не в плане простой констатации факта (дошли они до финала или нет), а в плане изучения не только алгоритмов и правил успешных примеров, но и фатальных ошибок тех, кто не достиг финала. Это поможет сформулировать механизмы по предотвращению ошибок.

После планирования алгоритма и формулировки правил по шаблону успешных предшественников необходимо изучить опыт неудачников (тех, кто совершал большие ошибки), с тем чтобы создавать механизмы по предотвращению подобных ошибок.

В данное время по всему миру пользуется популярностью книга Атула Гаванде «Чек-лист. Как избежать глупых ошибок, ведущих к фатальным последствиям», в которой популяризируется идея составления чек-листов, т.е. контрольных списков необходимых действий, с которым должен в процессе работы сверяться человек, чтобы предотвратить возможные ошибки. Идея, лежащая в основе чек-листов, перекликается с концепцией «Защита от ошибки», которая была предложена японским инженером-производственником Сигэо Синго в 1960-х годах. Защита от ошибок – это создание механизмов, которые исключают ошибку в процессе работы и при которых работу можно сделать только одним правильным способом. Так, в современных автобусах педаль газа блокируется при открытой двери, тем самым исключая ошибку водителя. Данная концепция на японском языке носит название poka-yoka, где poka переводится как «случайная, непреднамеренная ошибка», а yoka – «избежание, сокращение количества ошибок».

Итак, в этой главе мы пришли к выводу, что человек стремится удовлетворить все свои потребности по шести уровням путём самореализации, на базе чего и ставит перед собой цели и задачи. Для достижения своих целей он должен обращаться к опыту предшественников, чтобы на примере успешных людей определить алгоритм и правила наиболее эффективного пути выполнения задач, не забывая изучить ошибки тех, кто потерпел фиаско. Это поможет ему разработать механизмы по предотвращению ошибок.