В любовных отношениях ревность представляется чем-то естественным. Ну как же - если любит, то, значит, и ревнует, не так ли? Однако не все так однозначно.
В философии можно выделить два основных подхода к ревности - одни мыслители характеризуют это чувство как однозначно отрицательное, другие же находят положительный смысл в ревности.
Дени Дидро высказался довольно жестко:
Ревность — это страсть убогого, скаредного животного, боящегося потери; это чувство, недостойное человека, плод наших гнилых нравов и права собственности, распространенного на чувствующее, мыслящее, хотящее, свободное существо.
Ясно и четко. Суть ревности эгоистична. Ревнующий считает другого человека своей собственностью и не терпит никакого отступления от придуманного им образа. Ревнивец не приемлет свободы другого.
Об этом же аспекте ревности говорит и Николай Бердяев:
Ревность не соединена со свободой человека. В ревности есть инстинкт собственности и господства, но в состоянии унижения. Нужно признавать право любви и отрицать право ревности, перестав ее идеализировать… Ревность есть тирания человека над человеком. Особенно отвратительна женская ревность, превращая женщину в фурию.
Похоже, Николай Александрович лично пострадал от женской ревности. Но могу сказать, что мужская не лучше, она превращает мужчину в зверя.
Джордано Бруно мудро заметил:
Ревность потрясает и отравляет все то, что есть красивого и хорошего в любви.
И это верно. Ведь ревность связана с недоверием, а сущность любви как раз в безраздельном доверии к любимому. Если вы ревнуете - значит, допускаете со стороны любимого человека предательство и обман. Такие подозрения оскорбляют человека и уничтожают самую суть любви - доверие.
Поэтому совершенно прав Вольтер:
Мрачная ревность неверною поступью следует за руководящим ею подозрением; перед нею, с кинжалом в руке, идут ненависть и гнев, разливая свой яд. За ними следует раскаяние.
Надо сказать, что раскаяние-то как раз следует не всегда. Чем эгоистичнее человек, тем больше он уверен в собственной непогрешимости и тем больше он оправдывает все свои поступки. А между тем ревнивый человек на самом деле отражает в этом чувстве собственные проблемы, свою натуру.
Об этом хорошо сказал Альбер Камю:
Физическая ревность есть в большой мере осуждение самого себя. Зная, о чем способен помыслить ты сам, ты решаешь, что и она помышляет о том же.
Подозревая другого в измене, допуская это, ты тем самым подтверждаешь тот факт, что сам готов изменить. Ведь каждый человек смотрит на мир через фильтры собственного мировосприятия. Каков ты сам - такими ты считаешь и других.
Как видим, многие философы разных эпох и направлений единодушны в отношении ревности. Однако есть и выбивающееся из общей колеи мнение, и высказал его Павел Флоренский. Он пишет, что в философии ревность однозначно понимается как порок, как нечто постыдное. Однако русский мыслитель отмечает, что такое понимание ревности проистекает от того, что часто происходит смещение понятий: эгоистическая ревность присуще не любви, а вожделению!
То есть любящий не ревнует так безобразно. Так ревнует вожделеющий. А для любви характерна другая ревность. Она - ее необходимая сторона. Будучи религиозным философом, Флоренский подчеркнул сходство понятий "рвение" и "ревность", обозначив последнюю как рвение к любви. Кроме того, он называет такую ревность силой, осуществляющей добрые пожелания.
Надо сказать, что рассуждения Флоренского имеют чисто умозрительный характер, и его понимание ревности далековато от обыденного понимания этого явления.
Читайте еще на моем канале: