Найти в Дзене
R-Derwish

Тиран, как лучшее средство от глацких макарошек

Оглавление

Путина регулярно норовят назвать «Тираном». Кто-то таким образом демонстрирует свою бескомпромиссную оппозиционность. Кто-то, наоборот, написав с ошибкой («Терран»), пытается показать свою охранительскую позицию.

Но и те, и другие ошибаются. Путин не является тираном. Вот даже на полшишечки не является. Особенно, если вспомнить изначальное значение слова «тиран».

Сегодня оно, скажем так, сильно претерпело в плане изменений. И обычно слово «тиран» используют как синоним к слову «диктатор». Подразумевая вторым планом ещё и «самодур».

Но изначально это было не так.

И раз уж наш глубокоуважаемый Гарант разродился очередной обещалкой (зачеркнуто) речугой, то это неплохой повод поговорить о его тирании.

Вернее, о её отсутствии.

Давным-давно в далекой Аттике

Итак, перенесемся на две с половиной тысячи лет назад. В Древнюю Грецию. В славный город Афины, про который так любят рассказывать на уроках истории в школе. Лично я книгу с мифами Древней Греции зачитал до такого состояния, что она больше напоминала древний фолиант (по степени истрёпанности страниц и обложки).

Так вот, времена тогда были интересные. Но местами жутко похожие на наши. Вот, например, тогдашнее общество.

Верхушкой его были потомственные аристократы-эвпатриды. Древние рода, к которым они принадлежали, за долгое время сумели накопить достаточно всяческих полезных в хозяйстве вещей (они же «богатства»).

Эвпатридам же принадлежала административная и, что более важно, духовная власть.

Причем, духовная власть им доставалась тоже по наследству. И объяснялось это очень простым образом: все рода эвпадридов вели своё происхождение от богов. К тому же тогдашняя философская мысль считала, что только у таких людей есть душа. А у всяких простолюдинов – нет.

А как ты можешь приносить жертвы богам и, вообще, всякие требы совершать, если души у тебя нет? Стой себе в сторонке, наслаждайся, что поприсутствовать разрешают. Ну и положенные дары приносить не забывай.

Дела, касающиеся законов и прочего жизнеустройства, тоже решались исключительно эвпаттридами. По той же самой причине: родовитость и духовитость – это вам не хрен собачий. Зря, что ли, в предках целые боги?!

Однако ж, в делах производственных (что на земле, что в мастерских) бездуховные простолюдины каким-то мистическим образом ухитрялись быть вполне к месту. И что совсем уж странно: если начинали заниматься торговлей, то нередко проявляли смекалку ничуть не хуже родовитых эвпатридов.

В результате рано или поздно сложилась ситуация, когда работающие на земле граждане Аттики (так называлась область, центром которой были Афины – это если кто забыл) стали приближаться к разорению.

Законы, по уже упомянутым причинам, устанавливали эвпатриды. А люди и в те времена очень быстро соображали, как бы сделать так, чтобы прибрать к рукам хозяйство тех, кто победнее. Долги, налоги, просто отжим по праву высокородства – варианты и по сей день сохраняют актуальность.

При этом, с другой стороны, немалый вес набрал ремесленно-купеческий слой. Состоящий, что важно, из простолюдинов. Как уже говорилось выше, в работе и торговле лишь благородным происхождением мало чего наскребёшь. Как выясняется, трудолюбие и смекалка – они с наследственностью не коррелируют.

История, которая любит повторяться

И вот у них там сложилась картина, до удивления похожая на ту, какая лет 300 назад привела к буржуазным революциям: зажравшаяся и чванливая аристократия со всей силы давит и прессует простолюдинов. А среди тех немало талантливых и энергичных, которых, вот, ну ни одним боком такой расклад не вдохновляет.

Понимаю, что если этот текст будут читать мои любимые дикари из племени Красной Рубашки, то они уже сейчас начали ржать. И даже захотели закрыть статейку, написанную очевидным невеждой.
Для таких лишь посоветую ознакомиться с работами Джорджа Деруэнта Томсона, англичанина, который изучал марксизм на протяжении всей второй половины XX века. А ещё, перефразируя фильм про Штрилица, надо отдельно заметить: член Компартии Великобритании с 1936 года. Ага.

И пока дурачки Красной Рубашки полезли в википедию, проверять был ли такой человек на самом деле, продолжу свою историю.

Так вот, в Афинах в VI веке до нашей эры сложилась очень опасная ситуация. Для государства опасная.

Чванливые и сплоченные потомственные аристократы, с одной стороны, довели до нищеты значительную часть крестьянства. А с другой – не давали заслуженного места в обществе купцам и промышленникам. То есть придавливали тех, кто вполне уже мог равняться с эвпатридами богатством.

Осложнялась ситуация тем, что гражданами в Афинах считались те, кто мог служить в войске. Поэтому если получалось так, что права граждан как-то очень уж жестко ущемлялись, то гражданское общество вполне могло объяснить, что так делать не надо. Хотя бы потому, что каждый гражданин (даже нищеброд) отлично знает: с какой стороны за меч браться и как удобнее копье хватать.

Тогда события разворачивались не столь стремительно, как в Новое время. Поэтому конфликт назревал долго. Реально долго: десятилетиями.

Сначала его пытался хоть как-то разрешить некий персонаж с восхитительным именем Дракон (есть вариант: Драконт).

Он создал свод письменных законов. До него были обычаи, были традиции. Ими, передаваемыми устно, всё и регулировалось. А по сути – произволом тех, кто сильнее. Читай: аристократией.

Законы Драконта вовсе не делали власть эвпатридов меньше. Просто вводили её в некие рамки. Даже это было уже серьезным шагом в плане наведения порядка.

Стоит заметить, законы были строгими. До сих пор именно от них идёт расхожая фраза о «драконовских мерах».

Потом корректировкой этих законов занимался более известный персонаж: Солон. Он, вообще, был мудрец легендарный. И про него надо бы как-нибудь отдельно рассказать.

И уже после него, окончательно проблему решил товарищ Писистрат.

И пришёл Тиран

Сам будучи аристократом по происхождению, Писистрат повел активную борьбу с засильем эвпатридства. В качестве «социальной базы» он оперся на бедных земельных арендаторов и людей, работавших в рудниках. То есть на полноценных пролетариев.

Если вам сейчас почудится истеричный визг – то это Красные Рубашки бьются в припадке. И есть отчего: вишь ты (!) в древней Аттике, оказывается, нашлись пролетарии! Хотя любому марксисту, прочитавшему три главы из хрестоматии известно, что тогда строй был рабовладельческий. А значит никаких пролетариев быть не может! Не может!!! НЕ МОЖЕТ!!!

Ну и пусть им. Нехай дальше бьются в своем припадке, фарисеи марксистские. Мы хрестоматиев не читали. Поэтому вполне можем допустить, что посреди рабовладельческой формации найдутся и пролетарии, и даже товарное производство. Не в тех, конечно, объемах, как в какой-нибудь Англии XIX века, но тем не менее.

Так вот, Писистрат.

Пользуясь поддержкой простого народа, он взял в Афинах власть. Ненадолго. Потому как и аристократия тоже кое-что понимала в боевых действиях. Пришлось аристократу-ренегату бежать чуть севернее, во Фракию.

Там Писистрат руки не опустил. Тоже наладил какое-никакое производство на рудниках, скопил деньжат. Нанял армию (в тогдашней Элладе с этим делом было не просто, а очень просто) да и вернулся в Аттику. Дал по рогам объединенной армии эвпатридов и стал (внимание!) Тираном Афин окончательно.

Кстати, вот ещё задачка слафитам от марксизма: каким таким образом чистопородный аристократ Писистрат, вдруг встал на сторону простого народа? Ведь бытие (!!!) должно было вбить ему в башку чисто аристократическое сознание. А он, вишь как, не просто к пролетариям ушёл, так ещё и вольности дворянские (зачеркнуто) эвпатридские рвал страшнее, чем Тузик грелку. Откуда такая неожиданная сознательность посреди дремучей античности?

Всех несогласных с таким положением дел Писистрат выгнал к такой-то матери. Их земли конфисковал и раздал мелким землевладельцам. Заполучив их поддержку окончательно.

Наладил отношения и с купцами, создав собственную денежную систему. Поощрял экспорт. Причем не какими-то углеводородами, а гончарными изделиями и маслом. То есть товаром достаточно высокой степени переработки (по тем временам, само собой).

Как уже говорилось выше, ввел в обязательное употребление законы Солона.

И, как результат, установил в Афинах вполне себе нормальную демократию. Рабовладельческую, да. Ну так, всё же, делайте поправку на время и соответствующее развитие социальной мысли.

Что важно: установленные Писистратом порядки оказались настолько надежными, что после его смерти власть унаследовали его сыновья. Одного из которых, правда, публично убили два потомка знатного эвпатридского рода.

Этим двоим, что занятно, приписывают известную половую ориентацию. Вполне возможно: в Элладе с этим делом всё было в порядке, мужчины друг с другом отдыхали – только в путь. А так как в последующие века обоих прославляли, как убийц тиранов, то сегодня некоторые особо интенсивные и модно ориентированные норовят провозгласить неожиданное. Дескать, гомосексуализм – это надежнейший способ приобщиться к борьбе с тиранией.

Ещё забавнее, что демократическое уложение, созданное, повторюсь, ТИРАНОМ Писистратом, сохранилось даже после того, как его сыновья были отстранены от власти. И в Афинах снова появился достаточно жирный класс аристократов. И они, эти самые аристократы, уже себе приписали эти демократические завоевания.

Дескать, вот: мы свергли тиранов! Вот: мы установили демократию! Восторгайтесь нами. И не забывайте знаки уважения оказывать.

Наши дни

«Чем же полезна эта древняя история для дня сегодняшнего?» – спросит дотошный читатель.

Отвечу: у нас сегодня очень не хватает нормального такого Тирана. В полноценном, афинском, смысле этого слова.

Потому как всерьез ожидать пролетарской революции можно и нужно. Очень даже не плохо что-нибудь активно делать для этого (не в смысле подпольные террористические ячейки основывать, нет). Но Революция – это дело такое: может да, а может и нет. Пока что в народе слышно лишь глухое бурчание. Которое скорее в Майдан превратится, чем в Революцию.

А вот наглая и хамоватая аристократия у нас уже есть в полный рост.

Понятное дело, она не может похвастаться тридцатью поколениями джеддаков. Хотя кое-кто уже прикупил диплом потомственного дворянина.

И уж подавно никаких шансов нет у нынешних «эвпатридов» заявить себя в виде потомков богов-олимпицев, а остальных (простолюдинов) записать в быдло, душ не имеющее. Спасибо товарищу Иисусу, мы теперь точно знаем: душа у нас у всех в наличии.

Однако, ведут себя новоявленные аристократы России – любому афинскому эвпатриду на зависть. То расскажут нам, что макарошки для здоровья полезны. То заявят, что государство ничего всяким нищебродам не должно. То просто скривят носик от того, как простолюдины по-хамски радуются тому, что разгромили армию цивилизованной страны (и теперь прекрасное баварское пиво приходится импортировать).

Того и гляди, предложат ввести оздоровительно-бодрящие процедуры по субботам на конюшнях.

А вот народ у нас, что-то, как-то не горит желанием такую новоявленную аристократию принимать. Вот не хочет и всё тут. И каких-то консенсусов по этому вопросу ожидать в ближайшем времени не приходится.

Так что тут уж «или-или».

Или в самое ближайшее время новая аристократия, осознав своё классовое единство, начнёт железной рукой «наводить порядок» среди распоясавшегося быдла. По методу Пиночета. Или, вообще, Дювалье.

Или уже нам надо где-то находить настоящего Тирана. Чтобы ввел, наконец, в рамки потерявшую берега эвпатрию. Можно мягко, по методу Писистрата: недовольные – на выход. Если успеют, то даже с вещами.

Будет, там, желанная пролетарская Революция? Когда она изволит случится? То Богу ведомо. А вот хорошую крепкую демократию навести – это уже сейчас не повредит.

И хороший крепкий Тиран для этого – отличное средство.
Проверенное.