Сегодня речь пойдет о, так называемых сервисах соцфишинга, позволяющих владельцам бизнеса отслеживать профили соц. сетей среди посетителей сайта.
В 2013 году в рунете появились сервисы, которые стали предлагать владельцам бизнеса установить скрипт на их сайт или лендинг, который будет определять среди посетителей профили пользователей в социальных сетях и передавать всю найденную информацию в CSV, XLSX формате или напрямую в CRM. Таким образом сервисы-трекеры позволяли менеджерам «догнать» посетителя, покинувшего сайт, через его профили в соц. сетях.
Сервисы соцфишинга популярны и по сей день среди тех, кто не понимает, как они на самом деле работают и какую угрозу несут для владельцев бизнеса. Подобные сервисы «трекеры» позиционируют себя как панацею для грамотной лидогенерации и снижение затрат на ведение рекламных кампаний.
Что требуется от клиента?
1) Зарегистрироваться
2) Активировать демо доступ, если таковой имеется или оплатить тариф
3) Установить на свой сайт код сервиса-трекера
Далее для клиента происходит «магия». Он начинается получать информацию о посетителях в личном кабинете сервиса или в CRM.
Как это работает на самом деле?
На деле же эти сервисы используют технологию кликджакинга, которая обманывает посетителей с помощью загруженного на сайт кода, имитируя клик по невидимому элементу на странице, который может оказаться виджетом в соц. сети. Затем сервис анализирует пользователей в соц. сети, которые «кликнули» по невидимому элементу и выдает клиенту всю найденную информацию о них. Это может быть имя, фамилия, email, номер телефона, ссылка на профиль в соц. сети и т.д.
Чем рискуют клиенты, использующие подобные инструменты?
Бан в поисковых системах
Яндекс и Google давно научились пессимизировать сайты в поисковой выдаче, при обнаружении на странице вредоносного кода, использующего технологию кликджакинга. «Сегодня» посетитель радуется собранным лидам, а уже «завтра», его сайт вылетает из выдачи. Стоит ли платить такую цену? В своих публиках « соцфишеры » могут написать, что не используют кликджекинг в своей работе или, якобы «дружат» с Яндексом. Это ложь. Многие из тех кто поверил в это, в итоге были крайне разочарованы. Вариантов определить профиль неавторизованного на сайте через соц сеть пользователя кроме кликджакинга просто не существует. А Яндекс никогда не станет закрывать глаза на подобный обман со стороны вебмастеров. Вот статья в блоге яндекса об этом.
Нарушение закона о персональных данных
Сервисы соцфишинга, пиарящие себя в различных публикациях, любят ссылаться на письмо от Роскомнадзора, полученного еще в 2014 году
Однако в 2017 году Роскомнадзор пояснил, что сбор ПД из соцсети ВКонтакте незаконен, сославшись на то, что пользовательское соглашение этой соцсети не включает пункта о возможном сборе, передаче и обработке открытой информации. Но « соцфишеры » почему то не упоминают об этом.
Негатив со стороны посетителей
Представьте, что вы запланировать приобрести товар или услугу и решили поискать предложения в интернете. Вы переходите по одной ссылки, другой, третьей. Смотрите предложения от разных компаний, но в результате принимаете решение повременить с покупкой. Спустя некоторое время вам начинают написывать в соц. сети, а порой и названивать на мобильных телефон менеджеры с предложением купить таки « этот самый » товар или услугу. Мало кому это придется по душе.
Примеры сервисов соцфишинга
Одним из гигантов « соцфишинга » является проект vk-trackerНа главной странице vk-tracker предлагают ознакомиться с « патентом » на свое изобретение
Но что мы видим по ссылке?
Свидетельство о регистрации программы для ЭВМ. Это не совсем патент. Такое свидетельство можно получить практически на любой софт. Никто не будет проверять ценность этого продукта и исходный код на «вредоносность»Есть еще и гарантийное письмо, найденное на портале freedocs
Сайт media-id.ru оказался недоступен, а проверка позиций ничего не дала
Либо Яндекс исключил его из выдачи за тот самый « Clickjacking » , либо его никогда не существовало и это письмо не более, чем фикция.С 2016 года в некоторых интернет изданиях появились публикации о вреде подобных сервисов. Одна из таких публикаций появилась на портале Spark. В ней автор сообщал о негативном опыте работе с другими сервисами соц. фишинга Traffgui, МоиВизиты, SocFishing. Автор воспользовался сервисами соцфишинга, но уже через несколько дней обнаружил падение по трафику.В комментариях разгорелись споры, но один из комментариев вызвал особый интерес
Человек поделился информацией о новом проекте — leaddetector. и утверждал что leaddetector, якобы не банится яндексом и вместо кликджакинга использует « технологию определения цифрового следа ». Заходим к ним на сайт:
« WantResult » кажется созвучным с компанией ВОНТРЕЗАЛТ, название которой указано в свидетельстве о регистрации программы для ЭВМ и в гарантийном письме. Оно же указано в футере сайта. Обратим внимание на отзывы
Как видите, это и есть VkTracker. У компании ВОНТРЕЗАЛТ есть франшиза, отзывы о которой тоже оставляют желать лучшего
Исходя из вышеописанного можно сделать вывод, что сервисы соцфишинга обманывают как своих клиентов, так и посетителей сайтов. Вместе с клиентами своими деньгами рискуют также и франчази, т.к. данный вид деятельности является нарушением закона о персональных данных. А получение клиентами нескольких десятков профилей в соц. сети от посетителей сайта не стоит того, чтобы потерять позиции в поисковый системах.
Привет, читатель. Если тебе понравилась статья, подпишись на канал.
А еще в моем Telegram канале @dribbletar есть также и эксклюзивные обзоры на сомнительные кейсы, которые больше нигде не публикуются