Найти тему
Две Совы

3-й боевой поход «Щ-214». Шторм. Потопление турецкой шхуны

Часть 3. 1-й и 2-й боевые походы «Щ-214». Потопление итальянского танкера «Торчелло»

Часть 4

18 декабря подводная лодка вновь вышла в море с заданием патрулировать район у мыса Куру-бурну (позиция № 29). Начало боевого похода проходило в сложных погодных условиях. 29 декабря, находясь в назначенном районе, субмарина была накрыта штормовой волной, около 2 тонн воды попало в центральный пост. Наконец, в новогоднюю ночь 1942 года «Щ-214» обнаружила шхуну, которая, заметив подводную лодку, погасила огни и попыталась скрыться. Субмарина открыла артиллерийский огонь, за час израсходовав 106 45-мм снарядов. Шхуна, по разным данным носящая имя «Картальтепе» или «Худавендигар» (около 100 брт), с грузом продовольствия и табака, затонула в точке 41°43,2' с.ш./28°15,2' в.д. Шторм продолжался. Утром 3 января на подводной лодке вышел из строя валопровод вертикального руля. Для устранения повреждения субмарине пришлось возвращаться. Подводная лодка простояла в ремонте до конца апреля, так как по прибытии в базу на ней обнаружились и другие неисправности.

Схема нарезки позиций подводных лодок Черноморского флота с 23 декабря 1941 года по 12 февраля 1942 года в западной части Черного моря
Схема нарезки позиций подводных лодок Черноморского флота с 23 декабря 1941 года по 12 февраля 1942 года в западной части Черного моря

Может показаться удивительным, что советские подводники топили суда, принадлежащие нейтральной стране – Турции. Однако в силу того, что турки, несмотря на соглашение 1936 года, зачастую закрывали глаза на транспортировку военных грузов странами «Оси» через Черноморские проливы, отношения между нашими странами были отнюдь не дружественными. Также нередко германский флот фрахтовал турецкие и болгарские суда для своих целей. Более того, в случае поражения наших войск на Кавказе и под Сталинградом существовала весьма высокая вероятность вступления Турции в войну на стороне Германии. Поэтому советские моряки с особым пристрастием досматривали суда под турецким флагом и в случае любого неповиновения или сопротивления немедленно открывали огонь.

Макет подводной лодки «Щ-214»
Макет подводной лодки «Щ-214»

Морозов И.Э. так характеризует затопление турецкой шхуны: «Шхуны, идущие под турецким флагом из Босфора в Бургас, имеют болгарский флаг и позывные. В Бургасе сдают груз немцам, которые имеют в порту Бургаса своего агента, а из Бургаса эти же шхуны грузят древесный уголь и другие материалы и везут его в Турцию». То есть можно сделать вывод, что в момент потопления шхуны шли под турецким флагом, но при обыске на борту были найдены болгарские флаги и установлены болгарские позывные. Несомненно, что источником вышеприведенной информации были допросы капитанов, произведенные на борту «щуки», поскольку сразу после прибытия в порт пленные наверняка были сданы в разведывательный отдел или, что скорее, представителям военной контрразведки. Тот факт, что допросить капитанов на борту удалось без помощи переводчиков, дает дополнительный повод считать пленных болгарами, хотя это могли быть и турки, владеющие болгарским языком.

Часть 5. 4-й боевой поход «Щ-214». Пленные капитаны

История сегодня. Атака советской подводной лодки "С-13" на немецкий лайнер "Штойбен"
История сегодня. Пожар на подводной лодке "К-19"
-3