Даже сам учитель не всегда может осознать, насколько оценки могут быть субъективны, если он работает в одной школе. У него есть возможность сравнивать только параллельные классы, да предаваться воспоминаниям о предыдущих учениках, которые обычно воспринимаются как «более дисциплинированные и старательные». Память, как известно, избирательна. Поэтому учителю помнится всё хорошее, а плохое быстро забывается. Отсюда складывается обманчивое впечатление, что «раньше дети были лучше».
Я бы сказала так – дети всегда были одинаковыми, только у нынешних возможности шире. В том числе и на пакости. Да и идеалы, и приоритеты поменялись кардинально.
Но вернёмся к «нашим баранам», то бишь оценкам.
Мне довелось много лет проработать в системе межшкольных комбинатов (в моё советское детство это называлось УПК – учебно-производственный комбинат). Ко мне на уроки по основам экономической теории приходили ученики из 8 школ района.
Это позволило мне увидеть, насколько сильно могут отличаться дети одного возраста по уровню знаний, умений и воспитанию. Вроде бы школы одного уровня. «Школа обычная дворовая», как я это называю, в отличие от гимназий, лицеев и тому подобных навороченных школьных структур. Но учащиеся одного возраста, например, девятиклассники, в одной школе на порядок «выше» по знаниям, поведению и культуре в целом, чем в другой. И тогда начинается импровизация с оценками.
Если класс сильный (по знаниям), то и оценки к нему применяются более строго: «пятёрка» только при условии идеально выполненной работы, «четыре», если даже на чуть-чуть отклонился от идеала. «Тройка» в этом случае вполне приличная оценка, потому что её тоже надо заработать! И ученики вполне адекватно эти требования воспринимают – им тоже не с кем и не с чем сравнивать, если только друг с другом. Но им это только на пользу – чтоб были в тонусе.
Из другой школы класс в разы «слабее». И оценки у них по другому принципу: «пятёрка» у того, кто просто выполнил работу лучше остальных, а «тройка» только за то, что просто пришёл на урок и сидишь, не мешая никому. В таких классах я пыталась объяснить ребятам, насколько невесомы их оценки. И что вся беда откроется позже, когда они будут конкурировать при поступлении в вузы со своими сверстниками из других школ. Не думаю, что они меня понимали. Им тоже не с кем было сравнивать…
И всё это даже на уровне «одинаковых» школ. Что уж говорить про школы элитные. Я имею в виду не контингент обучающихся, а реальный уровень образования.
Например, мой сын учился в языковой гимназии, где уроков английского у них было больше, чем остальных: каждый день по как минимум по одному, и два раза в неделю – по два урока. Домашние задания задавали каждый день в немереных количествах: нужно было что-то написать, сочинить, выучить, перевести, пересказать. Особенно много задавали читать на лето. И не в адаптированном виде, а в первоисточниках.
Помню, одно лето – перед седьмым классом – читали Киплинга. Пришлось нанимать репетитора. Так была просто в шоке – она преподавала в вузе и такие тексты давала студентам-второкурсникам. Особая сложность этих текстов заключалась в том, что там много названий живых существ, которых мы и на русском-то не знаем. Например, уховёртка. Я только с появлением интернета узнала, что это за чудо такое.
Так вот, моё чадо выше троек по английскому не поднималось. Но я всегда знала, что эта «тройка» покруче многих «пятёрок». И старалась сыну это объяснить, чтобы сильно не расстраивался и не опускал руки. Как раз заветное родительское – «знания дороже оценок».
Но до конца сын осознал глубину субъективности школьных оценок, только учась в вузе. На первом же занятии по английскому преподаватель выдала всем тесты. По результатам тестов вынесла вердикт: мой сын освобождается от занятий по английскому с оценкой «пять» в зачетку автоматом. На основании того, что с его уровнем знания языка тут делать нечего. И он пошел на спецкурсы, чтобы не «потерять язык». И это с его тройкой по языку в школьном аттестате. А те, у кого в аттестате стояли пятёрки, просили помощи у моего сына, готовясь к зачётам или экзаменам.
Так что только вам, мамам и папам, решать, что для вас в приоритете - оценки или знания.