Найти в Дзене
Две Совы

Подводная лодка «Щ-214» до Великой Отечественной войны

В 2014 году проводился конкурс исследовательских работ «Морской венок славы: моряки на службе Отечеству». Ксения Савич, ученица 8 класса, выполнила работу о подводной лодке «Щ-214» , занимающей 1-е место среди советских п/л по выходу на цель во время Великой Отечественной войны. Публикую работу в 6 частях.

Часть 1

Фотография подводной лодки «Щ-214»
Фотография подводной лодки «Щ-214»

Подводная лодка типа «Щ», X серия имела водоизмещение надводное – 586 тонн, подводное – 708 тонн. Её размеры: длина – 58,8 метров, ширина – 6,2 метров, осадка – 4,0 метра. Скорость хода надводная – 14,1 узлов, подводная – 8,5 узлов. Дальность плавания: над водой 4500 миль при 8,5 узлах, под водой 100 миль при 2,5 узлах. Имелись силовые установки: две дизельных по 800 лошадиных сил и два электромотора по 400 лошадиных сил. Щ-214 имела на вооружении: 4 носовых и 2 кормовых 533-миллиметровых торпедных аппарата (10 торпед), 245-миллиметровые орудия 21-К. Глубина погружения: рабочая – 75 метров, предельная – 90 метров.

Схема подводной лодки «Щ-214»
Схема подводной лодки «Щ-214»
Технические характеристики подводной лодки «Щ-214»
Технические характеристики подводной лодки «Щ-214»

Проект был разработан в конструкторском бюро, которым руководил Б.М. Малинин. Тактико-технические характеристики подводных лодок этого типа незначительно изменялись от серии к серии в сторону увеличения мощности дизелей и некоторого уменьшения дальности плавания, а также увеличения скорости подводного хода. Вооружение (четыре носовых и два кормовых торпедных аппарата, два 45-мм орудия) оставалось неизменным.

Полуторакорпусные лодки типа «Щ» имели семь (III серия – шесть) отсеков: первый и седьмой – торпедные; второй и третий – жилые (здесь же аккумуляторы под разборным настилом из деревянных щитов, под аккумуляторами топливные цистерны); четвертый отсек – центральный пост; пятый – дизельный; в шестом находились два главных электродвигателя и отдельно – два электродвигателя экономического хода (по 20 л.с.).

Фотография подводной лодки «Щ-214»
Фотография подводной лодки «Щ-214»

На лодках Х серии удалось добиться увеличения надводной скорости за счет установки новых дизелей марки 38К8 мощностью 800 л. с. при 600 оборотов в минуту, позволивших получить наибольшую скорость 14,1–14,3 узлов против 12,3 на подводных лодках серии V бис-2. Из других усовершенствований и нововведений следует отметить установку опреснителя системы НИИВК, 40 л/ч, новую конструкцию глушителя, уменьшившую «парение» глушителя, а, следовательно, снижавшего демаскировку лодки, установку сетепрорезателя типа «Краб» и нового перископа итальянской фирмы «Галилео» (длина 9 м и диаметр 180 мм).

На подводной лодке были проведены принципиальные изменения в системе воздуха высокого давления, применены распределительные колонки аварийного продувания цистерн главного балласта. При этом главный балласт продувался непосредственно воздухом высокого давления. В результате новой схемы воздуха высокого давления аварийное продувание цистерн главного балласта с перископной глубины сократилось с 9-10 мин до 3 мин 13 с.

Окраска: у подводной лодки корпус и надстройка выше ватерлинии были темно-серыми. Подводная часть – черная (Кузбасс-лак). Винты – бронзовые. Спасательные буи окрашивались в цвет корпуса. Литерно-цифровое обозначение на рубке – белого цвета; в годы войны они закрашивались под основной цвет корпуса.

Подводная лодка Щ-214 была заложена 13 июля 1935 г. в Николаеве на заводе № 200 (имени 61 коммунара), заводской № 1038. 23 апреля 1937 г. спущена на воду. 10 апреля 1939 г. вошла в состав Черноморского флота.

К началу Великой Отечественной войны «Щ-214» находилась в составе 4-го дивизиона 1-й бригады ПЛ ЧФ. Подводная лодка проводила текущий ремонт в Николаеве. Обязанности командира корабля временно исполнял капитан-лейтенант Апостолов Георгий Петрович. 10.7.1941 перешла из Николаева в Одессу. В 11 июля 1941 года «Щ-214» перешла в Севастополь, где на заводе № 201 провела испытание механизмов, докование и навигационный ремонт. 20 июля командиром корабля вновь назначается капитан-лейтенант (впоследствии капитан 3 ранга) Власов Владимир Яковлевич, который командовал субмариной с декабря 1939 по март 1941 года.

Фотография Апостолова Георгия Петровича
Фотография Апостолова Георгия Петровича
Часть 2. Капитан и состав экипажа подводной лодки «Щ-214»

История сегодня. Атака советской подводной лодки "С-13" на немецкий лайнер "Штойбен"
История сегодня. Пожар на подводной лодке "К-19"
-6