Чему государство будет учить наших детей? Мысли по итогам Послания Президента
20 февраля Президент России обратился с Посланием к Федеральному Собранию. Сегодня звучат самые разные оценки по итогам Послания: от восторженных возгласов по поводу прорывных предложений до пожимания плечами и полного непонимания сути предложений и долгой речи Президента.
Эксперты Центра Ломоносова предлагают свое видение образовательной части Послания.
Константин Гусов, исполнительный директор Московского центра образования школьников имени М.В. Ломоносова
Из Послания заметно, что Президент хорошо представляет себе и чётко ставит задачи по улучшению материальной и технической оснащенности школ, их оборудованию необходимыми технологическими возможностями. Но, к сожалению, Владимир Путин не то намеренно, не то невольно ушел от главного вопроса – о содержании образования.
Если быть точным, то акцент на этом был сделан, но без всякой конкретики. Сравним: в технологической части своего образовательного мессенджа Президент чётко обозначил, что нужно оснастить школы высококоростным интернетом с конкретным показателем пропускной способности каналов. А вот в том, что касается содержательной части образования, используются чрезвычайно неопределенные и расплывчатые термины, например, «лучшие учебники».
Решит ли высокоскоростной интернет все школьные проблемы?
Дальше было сказано, что благодаря новым интернет-возможностям дети, цитирую, «получат доступ к урокам и лекциям известных преподавателей, конкурсам и к олимпиадам», смогут «существенно нарастить свои возможности, осуществлять совместные онлайн-проекты со сверстниками из других регионов». Здесь опять-таки непонятно, какого рода проекты они будут делать, и какие преподаватели будут признаны «известными».
- Марьиванна, а кто сказал, что Вы известный педагог?
- Да ты чё, меня вся округа знает!
Единственное более или менее конкретное предложение Президента –это то, что в содержании образования должны быть отражены приоритеты научно-технологического развития страны. Однако если нет указания, что это за приоритеты, то предложение выхолащивается до уровня дежурного благопожелания. А памятуя стандарты государственного управления в России, можем заключить, что без чётких задач с конкретными показателями чиновники будут реализовывать эти благие пожелания по собственному скромному разумению. И спрашивать с них будет нечего, поскольку им не ставилась конкретная задача.
Таким образом, эта часть Послания не является подлинной стратегией. Она, скорее, «про всё хорошее и против всего плохого». Если размытость и была для Президента непреднамеренной, работоспособной эта часть Послания точно не станет.
Какое образовательное Послание нам хотелось бы услышать?
Разумеется, к такой тонкой материи, как содержание образования, необходимо подходить очень аккуратно. Тем не менее, это придется когда-то сделать, даже если придется вплотную подойти к понятию «идеология».
Конституция Российской Федерации провозглашает идеологическое многообразие и запрещает государственную или обязательную идеологию. Но ведь Конституция не запрещает придерживаться определенной системы взглядов на свое будущее, избирать те или иные приоритеты своего духовного развития.
В последние годы нельзя не заметить, что государство четко определило свои идеологические приоритеты. Это и патриотизм, и пресловутые духовные скрепы, среди которых – уважение к старшим, к традиционным конфессиям, к подвигу нашего народа в Великой Отечественной войне как одному из базовых оснований свободы и независимости нашего народа, в том числе в культурном плане.
Мы постоянно обращаемся к Великой Отечественной войне и подвигу русского народа, как к главной духовной скрепе нации. Не пора ли найти твердые новые скрепы в современной мирной жизни?
Эти приоритеты продвигаются государством в СМИ, в кинематографии, в праздничных и официальных мероприятиях. Но нужно двигаться дальше – внедрить тот же подход и в школьном образовании. Поскольку рассуждения о духовных скрепах, красивые слова с экранов трогают души взрослых людей. А школьники больше восприимчивы к тому, что они слышат в школах и читают в учебниках. Так как большую часть своего времени они проводят под интенсивным духовным воздействием преподавателей.
И вот тут, как кажется, эта часть Послания оказалась недоговоренной. Президент стыдливо избегает детальной проработки государственного заказа на то, чему и как должна учить школа. Ее новые возможности, комфорт и уют школьной среды, оборудованной по последнему слову техники, широкополосный интернет, дистанционные образовательные и проектные технологии – всё это должно стать инструментом для формирования детей во вполне определенном направлении, а не просто в сторону «хорошего» и «лучшего». Только тогда мы сможем говорить не о благодушествованиях, а о внятной государственной политике, имеющей шанс на практическое воплощение. Именно этого решительного подхода большинство общества ждёт от Президента России.