Боевой офицер танковых войск Украины известный под позывным Феррум рассказал, стоит ли украинской армии рассчитывать на танк «Оплот», который считается одним из лучших в мире.
С 2014 по 2016 годы Феррум воевал в составе ВСУ на Донбассе в должности командира танка Т-64БВ. По словам офицера, всё это время он верил и надеялся, что в один прекрасный день его экипаж сможет пересесть на танк «Оплот». И хотя все эти машины шли на экспорт, Феррум был уверен, что полученные доходы в итоге помогут наладить массовое производство машин. Чтобы помочь конструкторам Харьковского бронетанкового завода, боец регулярно посылал отчёты о ведении боёв на своём танке.
Пока «Оплоты» уходили в Таиланд, экипаж Феррума был вынужден воевать на стареньком Т-64БВ. По словам офицера, это был настоящий ад. Модификация БВ была присвоена украинским танкам весьма условно, отметил военный. Например, на многих так и остались стоять аналоговые радиостанции Р-123М «Магнолия», поступившие в войска ещё в 60-х годах прошлого века. Чтобы не терять связь с экипажем и командованием Феррум был вынужден носить с собой сразу две рации, купленных для армии волонтёрами.
Неудачной оказалась и сама конструкция харьковского танка. В связи с тем, что старый автомат заряжания работает нестабильно, командир вынужден всё время контролировать его работу. Из-за этого было невозможно установить защитный экран. В результате использование турельного пулемёта становилось просто опасно для здоровья – рукоятка управления расположена недалеко от орудия, при откате оно могло легко сломать руку. В результате у командира в распоряжении оставался только спаренный пулемёт, который было невозможно перезарядить, так как передвигаться в башне мешали сразу две нештатных радиостанции.
Зимой 2015 года в части поступили цифровые радиостанции «Моторолла», устанавливать их обязали сами экипажи. Вот только завод-производитель запретил при этом снимать устаревшие «Магнолии», места в башне стало ещё меньше.
Но самой большой проблемой оказались блоки динамической защиты. «Контакт-5» украинского производства, по словам офицера, может загораться даже от обстрела из автоматов и крупнокалиберных пулемётов. Но если на верхнем лобовом бронелисте это не представляет угрозы, то возгорание на башне может привести к уничтожению танка. Украинские производители ввели в состав пластификатора обычную смолу, которая начинает вытекать при возгорании. В результате огонь начинает стремительно распространяться по танку и через 10 минут его уже не спасти.
С системами управления огнём дело обстоит не лучше. Феррум даже не использовал штатный прицел по назначению, а пользовался японским биноклем, который сам и купил.
Больше всего офицера возмутила ситуация, когда всего за две недели четыре танка Т-64БВ получили совершенно новое оборудование. Сделано это было специально для европейского танкового биатлона. Если такую операцию можно проделать со всеми Т-64БВ, то зачем нужны баснословно дорогие «Оплоты»?
По словам военного, новейшие танки ничем не отличаются от таких «биатлонных» моделей. Они имеют одинаковые системы управления огнём, орудия и тяговооружённость. Единственное отличие – это уровень защиты. Но защита «Оплота» рассчитана на бои с танками НАТО, массово применяющими БОПС. Но если Альянс теперь союзник Украины, то зачем нужны такие танки? Гораздо выгоднее модернизировать 100 Т-64, нежели купить один никому не нужный «Оплот», констатировал украинский танкист.