Найти тему
Минский Курьер

Четыре сапёра и собака

Почему сапёры чаще работают группой, и для чего их отправляют в детский сад

На базе 2-й инженерной бригады, расположенной в жилом районе Сосны, в ноябре 2018 года создана противоминная служба. Работы у сапёров хватает. В том же 2018-м подвижные группы разминирования обнаружили и уничтожили в стране более 20  000 взрывоопасных предметов, в том числе оставшихся в земле со времен Первой мировой войны.

— К нам приезжают на учёбу специалисты из разных воинских частей и соединений Вооруженных Сил, — рассказывает начальник штаба — первый заместитель командира 2-й инженерной бригады подполковник Виктор Воробьёв. — Для подготовки групп разминирования создан учебно-тренировочный комплекс с 14 специализированными классами. Здесь представлены различные образцы взрывоопасных предметов — от самодельных ручных гранат до мин-ловушек в виде детских игрушек. Используем и учебное поле бригады для подрывных работ.

-2

В центре учат специалистов разминированию местности, объектов и акваторий от взрывоопасных предметов, собирают базу данных по опасным территориям в Беларуси, изучают методы сноса зданий и сооружений взрывным способом. Организуют сборы по подготовке личного состава подвижных групп разминирования. Занятия проводят офицеры и прапорщики, имеющие большой опыт по поиску и обезвреживанию взрывоопасных предметов.

К счастью, вызова в этот день не поступало. Значит, буду знакомиться с сапёрами.

Начальник 1-й группы разминирования старший лейтенант

Эдуард Лямзин потомственный военный. Его отец проходил службу в 11-й механизированной бригаде. Эдуард учился на военно-техническом факультете БНТУ. После окончания вуза по распределению попал в 2-ю инженерную бригаду.

— Какие взрывоопасные предметы приходится обезвреживать чаще всего? — интересуюсь у специалиста.

— Артиллерийские боеприпасы либо противотанковые гранаты времён Великой Отечественной.

— Какими качествами должен обладать сапёр?

— Наша профессия действительно связана с риском. Поэтому мы должны быть сдержанными и осторожными. Важно чётко соблюдать требования безопасности и не отставать от времени, постоянно изучать новые образцы боеприпасов, досконально знать взрывчатые вещества.

-3

Заходим в здание, где размещён учебно-тренировочный комплекс. В одном из классов оттачивает мастерство группа разминирования.

Оснащение сапёров впечатляет. Здесь и миноискатели различных марок, и приспособления для поиска и досмотра взрывоопасных предметов, причём в самых недоступных местах. С помощью одного такого миноискателя водолазы могут вести поиск взрывоопасных предметов под водой на глубине до 75 м.

— С этим прибором можно работать как в пресной, так и в солёной воде, — замечает офицер. — Морей в Беларуси нет, зато есть озера глубиной 50 м.

Обращаю внимание на локализатор взрыва «Фонтан-2»: способен нейтрализовать взрыв 2 кг тротила. Им накрывают опасную находку до прибытия взрывотехников.

Другой металлодетектор способен обнаруживать боеприпасы на глубине до 4 м под землёй. Прибор качественно определяет приблизительный размер объекта и глубину залегания в грунте, к примеру, авиа­бомбы, оставшейся после войны.

Разумеется, такое количество приборов использует не один сапёр, поэтому они работают группой. Как правило, это 4 человека: трое вооружены миноискателями, один — кинолог с собакой.

— Это немецкая овчарка Элис, ей 3 года, — показывает своего четвероногого помощника инструктор-сапёр рядовой Александр Наумик. — Она честно отрабатывает хлеб.

Начальник специальной группы инженерно-сапёрного батальона сержант Владислав Алиев обращает внимание на защитные костюмы «Сокол», в которые облачены специалисты. В отличие от прежних «Сокол» вместе с защитным шлемом весит около 11 кг. Для сравнения: вес защитного костюма «Дублон» около 40 кг. В новом бронекостюме не используют сталь, он не вызывает взрыва мин с бесконтактным взрывателем, который реагирует на находящийся рядом металл. Броня надёжно защищает бойца от осколков и пуль, выпущенных из пистолета.

Заходим в учебно-тренировочный класс «Детский сад». Здесь воссоздана типовая обстановка помещения группы такого дошкольного учреждения. К слову, в центре есть еще «Склад» и «Гостиная». В учебных кабинетах военных готовят к противодействию самому коварному способу ведения войны — минному.

Один из бойцов подходит к шкафчику для детских вещей, где служебная собака обнаружила взрывоопасный предмет. Открывать дверцу нельзя: может рвануть. Чтобы убедиться в наличии опасной находки, сапёр пускает в дело технический гибкий эндоскоп.

В «Детском саду» наведен порядок. Отправляемся в городок, где проходят занятия по инженерным заграждениям и маскировке.

— Предстоит проверить участок дороги на наличие взрывоопасных предметов, — информирует начальник группы разминирования старший лейтенант Владимир Гончаров.

Спустя несколько минут в снегу обнаруживают противотанковую мину. Находку сдёргивают кошкой, проверяют, нет ли под ней мины-ловушки. После производят подрыв.

— У сапёра должен присутствовать страх? — спрашиваю на прощание у военных инженеров.

— Полностью бесстрашных людей не бывает. Сапёр постоянно сталкивается с чем-то новым. Обнаруженный боеприпас, который почему-то не сработал, рвануть может в любой момент. Поэтому здоровый страх в нашей работе необходим. Он помогает избежать ошибок.

В 2018 году инженерные подразделения по разминированию обезвредили 22 405 взрывоопасных предметов в Логойском, Осиповичском, Толочинском и Докшицком районах.

Автор: Игорь Голод