Выразительные черты лица, ответственность и пунктуальность. Какие еще требования предъявляют к натурщикам, которые позируют для студентов колледжа искусств?
Любовь Борисова десять лет трудится диспетчером-лаборантом по работе с натурщиками в Минском государственном художественном колледже имени А. К. Глебова. На её рабочем столе много папок с документами, а под рукой большой журнал, страницы которого поделены на колонки.
— На этих страницах буквально пасьянсы раскладываю, — улыбается Любовь Петровна. — Сначала должна записать фамилию педагога, его предмет — живопись, рисунок или скульптура, номер группы, какая натура нужна, например обнажёнка мужская или голова женская выразительная, с какого числа начнётся постановка. Из графы, где записаны натурщики или, как официально называется их работа, демонстраторы пластических поз, выбираю нужных для конкретной постановки.
— Что такое постановка?
— Это расставленные в определенном порядке предметы для натюрморта или занявший заданную позу натурщик. Постановка может длиться от 18 до 24 академических часов (один час — 45 минут). Если рисуют человека, то натурщику нужно приходить много раз согласно расписанию. Например, три раза в неделю и работать по два, четыре или даже шесть часов. Таким образом на одну постановку могут уйти две, а то и три недели. В случае со скульптурой даже больше.
— Вы сказали, что у вас есть база данных натурщиков. Кто эти люди, готовые часами стоять-сидеть на подиуме перед студентами?
— В этом учебном году у меня 23 человека, в прошлом — 33. Количество может варьироваться в зависимости от программы обучения и расписания занятий. В списке примерно поровну мужчин и женщин, нет выраженного перевеса. Красной буквой «П» отмечены пенсионеры по возрасту, их чуть ли не половина. Они не хотят сидеть в четырех стенах, приходят сюда и за общением в том числе. Видите, какой у меня стол напротив: здесь всегда чай, кофе, печенье. Натурщики заходят сюда во время перерыва и после работы отдохнуть и перекусить. Есть в базе данных люди с инвалидностью, им сложно найти работу в силу своих особенностей. Я даю им листочки с расписанием, которые они в шутку называют рецептами. В них помечаю, в чем они должны быть одеты для постановки, когда приходить и в какую аудиторию.
— Часто ли появляются новые люди, желающие послужить искусству?
— Да, конечно! Иногда студенты хотят подработать, обычно вторую смену просят. Не так давно женщина, еще не пенсионерка, заинтересовалась и решила попробовать свои силы. Ей понравилось, теперь один день в неделю она проводит у нас в колледже, участвуя в разных постановках.
— Но ведь не всех берете, верно? У кого нет шансов стать демонстратором пластических поз?
— За столько лет работы я, глядя на пришедшего ко мне в лабораторию человека, сразу понимаю, надежный он товарищ или нет. По лицу видно, по одежде. Если злоупотребляет алкоголем, тактично отказываем. Такие работают до первой зарплаты в лучшем случае, а чаще просто срывают постановку, не показываясь в колледже и не выходя на связь. Хотя был случай, когда пришел мужчина лет 70 непрезентабельного вида. А нам очень нужен был натурщик. Рискнули и не прогадали — фактурная хорошая внешность, — продолжает Любовь Петровна.
В разное время натурщиками работали или подрабатывали американская певица Мадонна, британский актёр и продюсер Шон Коннери, лидер рок-группы «Алиса», музыкант Константин Кинчев, писательница и телеведущая Мария Арбатова.
Есть сведения, что для одной из фигур на картине «Явление Христа народу» Иванову позировал Николай Васильевич Гоголь. Режиссёр, актёр Алексей Баталов был натурщиком у художника Константина Ротова.
Нашу беседу прерывает мужчина, ворвавшийся в кабинет с пакетом яблок в руках.
— Любовь Петровна, угощайтесь! Свои, домашние.
— Владимир, бегите скорее, уже начинается урок!
Он молниеносно сбросил с себя верхнюю одежду и помчался в аудиторию.
— Это наш опытный натурщик. Уже шесть лет здесь. Он, правда, и в кино в массовке снимается. По понедельникам и средам у него участие в двух разных постановках. Как его только не изображали: с топором, тазиком и банным веником в руках, с сушеной воблой, в костюме моряка… Фантазии нет предела, тут люди творческие собрались.
— Меркантильный вопрос: сколько стоит час работы натурщика?
— 1 рубль 53 копейки за участие в обычной постановке, 2 рубля 14 копеек — в обнаженном виде. Зарплату выплачивают раз в месяц.
— Позировать обнаженным выгоднее, конечно! Уговаривать натурщиков часто приходится?
— По-разному бывает. Как-то одна пенсионерка, ей за 60, начинала у нас с портретов. При этом была большой любительницей почитать. Случилась напряжёнка с обнажённой натурой, и преподаватель предложил ей попробовать. Уговоры подействовали после того, как пообещали писать её со спины с книгой в руках. Помогло и то, что в группе преподаватель женщина и только студентки. Урок для натурщицы прошел быстро, она отработала всю постановку и больше заработала. Звоню ей позже, приглашаю на портрет. А она мне после паузы: «А обнажёнки больше нет? Мне так понравилось. Времени уходит столько же, а деньги другие».
— Есть натурщики, которые чем-то запомнились?
— Мужчина, ему 80 лет. А он обнажёнку стоит четыре часа, представляете? Без вредных привычек, носатенький, глаза запавшие, брови, как у Брежнева, дуги надбровные выразительные. До пенсии работал юристом. Был еще один пенсионер, который раньше занимал должность главного инженера на крупном предприятии. Жена у него умерла, дети разъехались, сам он родом из Баку. Такие фески, халаты восточные привозил для постановок, придумывал себе различные образы: то лорд с тростью, то священник.
— Вам лично доводилось выступать в роли натурщицы? Какое впечатление осталось?
— Раза четыре доводилось позировать. Помню, у ребят был контрольный урок — за четыре часа сделать портрет карандашом. Ждали проверяющего из министерства, а натурщица не пришла. Пришлось выручать. Напряжённая работа! Первый урок нормально, потом чувствую, что затекает спина, и смотреть в одну точку всё время нужно. Я сижу, а учащиеся приближаются с карандашом в руках, делают центровку глаз, просят убрать прядь волос, чтобы ухо рассмотреть. Карандашами шуршат, от такого монотонного звука меня стало клонить в сон. Думаю, хоть бы не уснуть, не опозориться (смеется).
— И как вам ваши портреты?
— Было очень интересно! Сижу в центре, а ребята полукругом с мольбертами, у каждого свой ракурс получается. Кто-то рисовал в профиль, кто-то в анфас. Один мальчик нарисовал меня такой
худой, словно узница «Освенцима», а девочка, наоборот, изобразила с такими пухлыми щечками, что даже педагог умилялся.
Натурщицы, работающие в обнаженном виде, пожелали остаться неизвестными, но поделились своими историями.
Наталья из творческой семьи — папа был скульптором. Любовь к живописи и искусству у неё проснулась в школьные годы, но, как уверяет сама женщина, талант отца ей не передался. Натурщицей в колледже Наталья стала в 2000 году и с самой первой постановки начала позировать обнажённой. Не жалуется на усталость, отмечает: стеснения не испытывает, а студенты относятся к ней, как к керамической вазе. У нее есть основное место работы, а здесь она отдыхает.
Валентина до замужества и рождения сына была моделью. Также работала в одном из столичных НИИ. В 1994 году ей поступило предложение попробовать себя в роли натурщицы в академии искусств. С того времени она в этой профессии. Не считает, что это так просто. Ей сложнее всего позировать для младших курсов, когда нужно сидеть не шелохнувшись, чтобы не вызвать волнение у учащихся.
Автор: Марина Жданова